ATL

Abstract

ATL — рэпер из Чувашии, пишущий причудливые и мрачно-ироничные тексты со смыслом (часто двойным) под стилизованную танцевальную электронную музыку «с привкусом рейва 90-х».

Использует особый метафорический язык с элементами фэнтези, аллегориями и анахронизмами (смешение понятий разных эпох), создавая атмосферу первобытной вечеринки. Звучит оригинально, но достаточно быстро приедается.

Introduction

Пока мой коллега Олег Татаркин восхищается голыми торсами ретросексуалов, я предпочитаю фокусироваться на музыкальной составляющей современных российских исполнителей. Рубрику «популярные рэперы» неожиданно открывает 30-летний Сергей Круппов из Новочебоксарска (120 тыс., Республика Чувашия), он же ATL aka Suicide Mouse. Никнейм «ATL» Сергей, вдохновленный американскими рэперами, выбрал в честь аэропорта Атланты.

Когда ещё Юрий Дудь не просвещал, а привлекал юную аудиторию, делая интервью с кумирами молодежи, самым популярным вариантом «топ-3 лучших рэперов России на данный момент» был Oxxxymiron, Скриптонит и ATL. При этом о творчестве последнего вы не узнаете ни из популярных изданий, ни из динамиков, ни из политинфоповодов. Он «шифрует себя полностью, как ниндзя в Telegram’е». Можно найти всего несколько интервью, в одном из которых, записанном в 2013 еще до первого сольного альбома, ATL предлагает молодым рэперам, желающим заработать, «завязать с рэпом и идти работать». Там же, в 2013, остается его единственное выступление на молодом проекте Versus Battle.

С сайта bycard.by

Творческий путь ATL начинает в 2006 вместе с MC Fly, Чероки и SmitBeat (он же Dark Faders), организуя группу Atzecs, входящую в объединение «Белая Чувашия», которая просуществует до 2012 года. После чего ATL переключается на сольную карьеру. С этого момента у него выходит 7 альбомов, два из которых, «Марабу» (2015) и «Лимб» (2017), «переворачивают игру». С 2017 ATL, как и представители вышеупомянутого «топ-3 лучших…», выпускает только синглы и фиты.

Methodology

ATL становится «нео-шаманом» до того, как это стало мейнстримом. Его творчество можно назвать эзотерическим, фантастическим, фэнтезийным. В песнях встречается множество отсылок к подобным произведениям: Гиперион, Кибертрон, «Двухсотлетний человек», «Ночной Дозор», кхалиси и др.

Он придумывает уникальный язык повествования, в котором переплетаются устаревшие понятия и пацанский сленг, создавая магические эпитеты: «архаичный flex», «божий пати», «прогрессивные веды», «милые черевички из кожи ужей», «чертоги бара». Сочиняет космические метафоры: «Земля по шву порвется, как Пангея, когда симфония огня достигнет апогея», «ты сладко уснула на заднем сиденье Шаттла, что нес нас до Луны и обратно». Да, у него целые песни метафоры: «Искра» — плотская любовь, «Диджей» — храм, «Пилюли» — концерт. Рифмует ATL по-разному: «осы — IOSы — россыпь — боссу», «по пятам — сканк — не беда — затрепетать», «Ореона — ареола — Мантикорой — голой» и даже «таблетки — редко — табуретки».

В отличие от коллег Suicide Mouse умеет не просто собрать трек из двойных рифм («в стакане таблетка — с нами планета») и ударных строк, используя джентльменский набор: деньги, слава, любовь, но и уместить цельную историю в одну песню. При этом история каждый раз разворачивается в новой и красочной альтернативной реальности, не лишенной готической романтики и суицидальной иронии.

Битмейкеры ATL (Dark Faders, Salad Killaz) собирают трек из «клубных битов» и лирических сэмплов, приглашая к танцу случайного слушателя. Далее в дело вступает нудноватый рэпер и с помощью магии шаманизма и «чертовых сверхспособностей» закидывает слушателя в астрал собственных переживаний:

«Отечественный рэп заметно прогрессирует. <…> Но зачастую как-то бездушно. Поэтому я решил набросать десяток треков кардинально, по моему мнению, отличающихся от остального русского рэпа, приправив это все задушевной мифологией, основанной на моей жизни.

За проходные инструменталы я не берусь — только то, что нравится самому.<…> Мы мешали хардкор, гэридж, тустеп и джангл с нашим фирменным звучанием, назвав это все фьюче-шансоном». (Из интервью о «Марабу» Afisha Daily 3.11.2015)

ATL умело проецирует собственное ощущение отчуждённости на фантастический фон. Причем фон может быть совершенно разным: это и постапокалиптическая «Удобрением», и языческая «Гори ясно», и микрокосмический «Архитектор». «Я синтезирую тут свой мир, пойдем со мной я тебе все покажу».Дискография ATL обширна, но выделяются два последних альбома «Марабу» и «Лимб», когда рэпер окончательно «доточил» свои скилл и стиль. Также хорош «Дисторшн» и неплох «Карма х кома».

Results

«Марабу» (2015)

Название и сюжет «Марабу» отсылают к роману шотландского писателя Ирвина Уэлша «Кошмары аиста Марабу». «Лавкрафт и Ирвин Уэлш со временем трут мне плешь». ATL характеризует альбом как «аудикнигу из 10 глав». К слову, «Горгород» Oxxxymiron тоже выходит в ноябре 2015 года. Из-за наличия сюжетных нитей текст местами теряет остроту, при этом каждый трек существует как отдельное произведение.

ATL генерирует сразу несколько гиперреальностей. Открывает альбом постапокалиптический мир, видимо, после ядерной войны: «вырастут на горизонте грибы из пепла», где человечеству отводится неожиданная роль:

Все-таки из людей получился отменный чернозем!

Извечные вопросы о смысле жизни бренной отпадут:

Предназначение – быть удобрением этой новой планеты.

Атмосферу детского задора задает сэпмл (если очень грубо — фон): песня Hi-Fi «Ты прости». ATL умело играет на контрастах, убирая излишки драматизма и оставляя зрителя сидеть с нелепой улыбкой. Следующие три трека дополняют реальность, в которой «солнце лупит, как лазер», «небо ракетами колется», а герой «складывает Кибертрона ряды» и «ищет свою искру». Как поручик Ржевский умеет все опошлить, ATL умеет любое явление и событие перевести на одному ему доступный язык постнеошаманизма. Дальнейшие главы аудиокниги возвращают зрителя в мир тяжелых земных переживаний, где «мягкие стены дома скорби сотрясая, мы в этом доме танцуем так редко» (то ли психлечебница, то ли Земля). Не обходится и без двойного дна, например, в «Крокодиле», как у «Бумбокса» в «Вахтерам». Закольцовывает альбом «Подснежник», перекликающийся с первой песней и являющийся, наверное, самой жизнеутверждающей песней ATL: «Расскажи, как надо жить под небесным колесом?» — «А за рекой растает нежить, это просто погода шепчет нежно, как надо жить».

«Лимб» (2017)

«Лимб» — Олимп творчества ATL. Наверное, самый попсовый альбом ATL: «Танцуйте», «В унисон», «Шаман». Здесь ATL полностью отдается безумному танцу и «архаично флексит»: «во славу космоса на грех меня толкнет священный рейв». Зазывает своих фанатов отдаться «дикому денсу»: «мой бес, что в тебе по горло завяз, подстрекает тебя сигануть в замес», «двигай телом своим первобытным», и немного издевается над ними:

«Тебе меня посоветовала твоя подруга скромно,

Ведь мое музло твою подругу за все что можно трогало,

Отныне я твой единственный друг, что заставит тебя сунуть череп в петлю».

Но пиршество вскоре заканчивается и ATL отправляется в цветущий мир «загонов». Это очень метафорические «загоны». Микрофон («Майк») становится чутким слушателем и, может, даже богом, в «Архитекторе» житель мегаполиса превращается в муравья, которого «тянет в муравейник, как древний инстинкт» и у которого «души муравьиной широки казематы». В «Гори ясно», начинающейся, как аллюзия на Масленицу, язычник вдруг жертвует собой: «во имя Солнца отдам себя сам, запахло мясом».

ATL рассказывает о недостатках и несовершенстве института человечества и самого себя, как его части. Однако рэпер не борется с ним, «этому злу 1000 веков» — система устойчива, она в самой природе человека. Есть лишь минутное очищающее забытье в «ритуальном» танце. И ATL принимает мировой порядок, лимб:

«Я транслирую то, что происходит вокруг. Понимаешь, окружение здесь мрачноватое. Весь альбом я написал в Чебоксарах, потому он и получил название. «Лимб». Это словно оторванное от всего мира место. Особенно, зимой. Рядом Волга. Смотришь на реку, за нее… Когда горизонта не видно и все белым-бело — это же натуральный лимб». (Из интервью The Flow 30.03.2017 г.)

Discussion

Как рэпер ATL не обладает разнообразной техникой читки (иногда можно отчетливо слышать, как у него заканчивается воздух) или безупречной рифмовкой, как Oxxymiron. Его битмейкеры (Dark Faders и Salad Killaz) не делают разрывающие биты, как у Big Baby Tape «ПУМ ПУМ ПУМ ПУМ ГРРРРРРРРА!». Он редко касается остро социальных проблем, в отличие от Хаски. Его основной мотив — довольно привычный конфликт для человека, переступившего экзистенциализм: несовершенный я и несовершенный мир и невозможность изменить ни то, ни другое. Уникальным для русского рэпа ATL становится, когда «смешивает героев цифровой эпохи со стилем предков, что содран неплохо». В результате музыкант создает какой-то свой «священный», неошаманский рэп, «что-то типо <…> секты света» и становится не монотонным, однообразным исполнителем, а первосвященником цифрового культа. Его фанатики — фанаты, его храм — концертный зал, тотем — микрофон. «А ты привнеси сюда всю свою боль, / Отныне это святилище, а не притон».

Совершая обряд, ATL полностью отдается дионисийскому танцу и первобытному шаманизму как единственным формам искренности. Понимая условность и относительность человеческих понятий, он обращается к чистым ощущениям, чтобы заглушить голос неизбежности.

ATL — это «Любовь, смерть и роботы». Местами неудачно, местами гениально, но в первый раз красиво и удивительно.

Conclusion

ATL, как и большинство русских рэперов, росший на западном хип-хопе, с годами сумел найти «свой звук» и выстроить уникальную систему образов, вдохновленную книгами Уэлша, Лавкрафта и Паланика. Описывая извечные проблемы на актуальном языке неошаманизма, нуара и магического реализма, он по-новому открывает и осмысляет их для избалованного слушателя.

Предыдущий материал «Комсомольск».

Appendix

Ну, когда же это все закончится — никогда это не закончится.

Каких от жизни ждать метаморфоз, когда твою пятиэтажку сковал мороз.

Полумесяц и крест к деньгам.

Мой рэп вряд ли модный, как маска Бейна, / Но разорвет вас, как мозг Кобейна.

А ты привнеси сюда всю свою боль, / Отныне это святилище, а не притон.

На толстовочке пара кистей придушат меня средь ободранных стен.

Я самый мертвый русский рэпер.

И меня схоронят небеса, как рядового блиндажи.

В моем гребанном королевстве я диктатор. / Вся моя свобода в 16-ти тактах.

Как жирная пицца, страна поделена.

Слышишь, Серафим, дай погонять мне нимб / А завтра в этом же месте, в этот же миг / Ты не стесняйся и приходи за ним.

Тени затеяли пляски и игры. Ощущение того, что из темноты за нами следят безысходность и тлен.

Ведь Новочебоксарск далеко не Версаль. Я вижу в темноте, ведь я из Новочебоксарска.

Как в стакане таблетка, растворится с нами планета.

Мы ныряли в аквамариновые небеса монохромными касатками.

Дайте выйду я в пустоту. / Где ключи, ёпты, Паспарту?

Big Russian Boss мне башляет денег, куплеты пишет мне Паша Техник.

References

Плейлист на Яндекс.Музыке

[1] Биография «24СМИ».

[2] Биография Versus Battle.

[3] Интервью о «Марабу» Afisha Daily.

[4] Обзор «Марабу» The Flow.

[5] Интервью о «Лимбе» The Flow.

[6] Рецензия на «Марабу» The Flow.

[7] Биография Punchline.

[8] Точная трактовка текстов Genius.com.

Поделиться

1 Comments

  1. Алиса

    GetMessage() никогда не возвращает WM_QUIT. Это сообщение заставляет его возвращать 0 вместо этого, предназначенный для прекращения вашего цикла сообщений. Остерегайтесь значительных опасностей использования PostThreadMessage(). Он никогда не должен использоваться в потоке, который также отображает окна, например тот, который вы используете. Проблема в том, что он не принимает аргумент HWND. Таким образом, только сообщение может видеть сообщение, оно не будет доставлено в любое окно с DispatchMessage(). Это происходит не так, когда вводится модальный цикл сообщений, который находится вне вашего контроля. Подобно модальному циклу, который заставляет MessageBox работать. Или тот, который Windows использует, чтобы позволить пользователю изменять размер окна. Или тот, который использует DialogBox(). Etcetera. Всегда используйте PostMessage(), используйте свой собственный номер сообщения.

Leave a Reply

Your email address will not be published.