Музыкальный блог: группа «Комсомольск»

«Поток» всегда старался привлекать авторов, физтехов, которые хотели бы делиться своим взглядом, и мы рады представить новый еженедельный музыкальный блог, посвященный актуальным и порой необычным российским исполнителям.

Вы узнаете, почему исписался Oxxxymiron, чья это вечеринка, кого убаюкивает FACE, почему Элджей и Feduk перестают дышать, за кого стоит хлопнуть бургер, какое простое число самое большое и, наконец, за сколько монеточек можно купить гречку.

Жалобы, как и пожелания о формате и исполнителях, оставляйте в комментариях.


Abstract

Молодая московская инди-поп-гитар группа, появившаяся как «шутка для своих» в 2017 году. К 2019 году выпустили 5 EP релизов, успели съездить в туры и выступить на «Вечернем Урганте». В составе четыре человека: солистки Дарья Дерюгина (гитара), Арина Андреева (клавиши), Иван Рябов (бас), Павел (барабаны). Веселая праздничная музыка, грустные метамодернистские тексты про любовь, Москву и сомнения.

Introduction

Название группы практически не связано с Комсомольском-на-Амуре:

«Комсомольск» — это не название конкретного города, а нечто обобщающее. Валялась на даче подшивка журналов «Крокодил», и на обложке одного из них, за 1959 или 1962 год, был нарисован красный корабль: на палубе стояли молодые люди с сильными и красивыми лицами, а на парусах были написаны названия городов, которые они едут строить». (интервью Meduza 07.20.2018)

Источник The flow

Яркие парики солисток и местами мажорное ретро звучание лишь внешний косплей советской оттепели. «Комсомольск» не пытается соответствовать эпохе, а черпает из нее юношескую (комсомольскую) невесомость и надежду, вперемешку с лёгкой меланхолией.

Их музыка простая и мелодичная, а голоса юные и приятные. «Комсомольск» можно считать гитарным поп-бэндом, а можно и русским инди, так как все, что не рэп сейчас, — русский инди. Жанрово музыканты определяют себя как метамодернисты, открещиваясь от сравнений с постмодернистской Монеточкой.

В их текстах действительно много иронии и аллюзий, но и искренности. Как и твой ботан одногруппник перед экзаменом, они признаются, что «ничего не знают, ничего не умеют» и просят «не завидовать». Они «завалили детство, завалили юность, завалили экзамен жизни, горизонт». В отличие от реперов, музыканты говорят не о недоступном бакалавру мире доступных женщин и денег, а о привычных прокрастинации («Еле живая валяюсь на диване с температурой 36 и 6», «я лучше всех умею лежать и ничего не делать») и неопределенности («моя касса свободна до сих пор»).

Methodology

«Комсомольск» можно слушать ради разгадки бесконечных отсылок:

  1. очевидных: «азбука плохого вкуса», «все равно, зачем зажигают звезды»;
  2. неочевидных: «мы все ещё живы, а хардкор уже нет» («Аквариум», «Рок-н-ролл мертв»), «мой кулак превращается в ладонь» («Кино», «Кукушка»), «в магазин «Это Праздник» подвезли винтовки» («Гражданская Оборона», «Винтовка — это праздник»).
  3. для высших разумов: «если вы искусство, мы Партнёрский материал» (рубрика Meduza), «все равно порезать или полоснуть» (анекдот про стрижено/брито), «ад — это другие» (Сартр).

Однако эти отсылки не мешают основному сюжету, а дополняют его, «сохраняют в музыке приметы времени».

«Все равно есть какие-то вещи, о которых нужно сказать. Когда ты понимаешь, что они высказаны, тебе уже легче, отпускаешь их. Вот мы этим занимаемся как раз». (интервью «Афиша Daily» 02.08.2018).

С помощью отсылок идеи передаются языком актуальных событий и мемов, тут и пресловутая фраза «я не из Чечни, чтобы ты передо мной постоянно извинялся», и «я бы хотела стать частью тех богем, / Где на завтрак подают сырки от «Б. Ю. Александров». «Комсомольск» — «Конь БоДжек» в мире музыки.

Discussion

В творчестве молодой группы можно выделить всего несколько мотивов, а что касается звука, то и вовсе один (ирония). При этом каждая песня содержит простую идею и соответствующий ей набор отсылок, например, в первом альбоме «Комсомольск-1»: «Русская школа курения» — для вашего парня националиста, «Мозги&деньги» — для сомневающихся в себе младшекуров, «Азбука плохого вкуса» — для физкеков.

На этой же пластинке очень простая и милая песня о любви «Ад — это другие». Любовная лирика практически основной мотив «Комсомольска», это и «Звёзды» с совершенно неожиданным катарсисом и осовремененный «Орфей» (а не как у Noize MC), и «Где мы сейчас?» — воспоминания о бывших.

Вторая основная тема – поиск и осознание себя в запутанном мире московских переходов и улиц. Комсомольск вдохновляется столицей, похорошевшей при…постоянно помещая лирического героя на столичные улицы и примеряя на нем образы известных памятников: то «Петра I, смотрящего свысока», то «нелепого и не к месту Калашникова на Новослободской». Облику современной Москвы посвящен практически целый EP – «Дорогие москвичи». Она — пульсирующий фон, на котором «захлёбываясь, шумит оркестр наших с тобой горящих труб» и развертывается экзистеницальная драма героев, постоянно рефлексируюших и по-декартовски сомневающихся:

«Вроде бы стыдно, / Но после вина кажется прекрасной <…> / Моя жизнь как песня Валерия Меладзе».

«А меня так и тянет ко дну. / Зачем я такая счастливая? Почему я такая несчастная?»

«Комсомольск» очень точно попадает в состояние, когда ты принимаешь свою жизнь, но остаётся ощущение лёгкой грусти от того, что не все получается так, как тебе хочется. Они никак не про надрыв, а про лукавую улыбку понимания.

Conclusions

«Комсомольск» — по-настоящему современная музыкальная группа с претензией на возможный успех, как у Монеточки. Собравшиеся по фану ребята, просто делающие то, что им нравится, пищущие о том, что их волнует, которые вдруг оказываются вполне актуальны и точны, а поэтому близки и понятны. Их музыка — комбинация явной иронии с искренним флером грусти.

Appendix (Бэнгеры)

«Мой любимый спорт — «Риттер Спорт».

Я нажала что-то, и исчезло всё.

Ни мозгов, ни денег нет, мозгов и денег нет.

Программа персональных тренировок по системе Евы Польны «плачь, плачь, танцуй, танцуй».

Тональность «слышь-мажор» в темпе уличного вальса.

И пусть сосут интеллектуалы, депутаты и артисты.

Моя жизнь как песня Валерия Меладзе.

Ад — это другие! Ад — это другие, и ты.

Всё, что я умею — лежать и ничего не делать, я лучше всех умею лежать и ничего не делать.

На языке вертелась, гладила нарочно против шерсти.

Что спрятано в моих карманах?

Мы не состаримся вместе, мы просто с тобой остановим время.

Голова пуста настолько, что ты мог бы в ней поместиться целиком.

References

Плейлист на «Яндекс.Музыке».

[1] Интервью «Афиша Daily».

[2] Интервью Meduza.

[3] Интервью «Сноб».

[4] Интервью 34mag.

Поделиться