Интервью с заместителем министра связи и массовых коммуникаций Марком Шмулевичем. Часть 2

Вторая часть интервью с заместителем министра связи и массовых коммуникаций РФ, выпускником Физтеха и РЭШ, бывшим директором по развитию Российского квантового центра – Марком Шмулевичем.
Приятного чтения!

Вы были членом управляющего комитета и директором по развитию Российского Квантового Центра, если я не ошибаюсь. Это место несколько выбивается из общего списка ваших работ. До этого Вы работали в области телекоммуникаций, а непосредственно перед вашей нынешней должностью занимались квантовой физикой. Почему?

Там была интересная история. Несколько лет назад я познакомился с Сергеем Белоусовым, предпринимателем, тоже физтехом. Он старше меня на 10 лет. Познакомился с ним из-за пересечения наших друзей. Один из моих лучших друзей, с которым мы учились вместе в школе, занимается физикой и тогда работал в Гарварде под руководством другого выпускника Физтеха, которого зовут Михаил Лукин. Михаил, возможно, один из будущих Нобелевских лауреатов, есть хорошие шансы на это. Соответственно, мой друг очень часто рассказывал мне про своего научного руководителя. Оказалось, что Михаил Лукин и Сергей Белоусов учились вместе, друзья, и в то время задумали проект Российского Квантового Центра.
Мой друг рассказал мне об этом, потому что они подумали, что мне это может быть интересно. И я в Москве познакомился с Сергеем. У нас был хороший разговор, было о чем подумать. Чем больше я погружался в предмет, тем больше я понимал, что мне это интересно. Возвратимся к тому, о чем я говорил раньше: человек должен пробовать разное. Сейчас, попробовав много всего, я понимаю, что то, что связано с наукой и образованием, дает мне много энергии, и заставляет «гореть глаза». В частности, потому что работаешь часто вместе с интересными и увлеченными людьми. Кстати, на работе в министерстве эти вопросы тоже занимают важное место. Я занимаюсь развитием области IT, и проблемы как IT образования, так и развития научных исследований в IT – в числе приоритетов.

Вы упоминали, что у Вас через общего знакомого – другой физтех. Существует такое распространенное мнение, что физтех физтеха видит издалека. Это так? Насколько это распространено в вашем поколении?

Да, это так. Когда я пришел на эту работу, чуть меньше, чем полтора года назад, у меня не было команды. Мне нужно было ее собрать. Я искал немного, менее 10, но молодых, очень способных и мотивированных людей, при том, что далеко не каждый захочет пойти работать в министерство. Через меня регулярно на собеседовании проходили люди. И при том, что никогда я себе не ставил задачу целенаправленно искать физтехов, физтехи выделялись. Физтехов видно, физтехи заметны, к счастью, до сих пор. Многие говорят о снижении качества образования, в частности, на Физтехе. По своему опыту вижу, что выпускники, которые учились на 10 лет позже меня, обладают и острым умом, и всем тем, что мы что в физтехах ценим. Физтехошовинизм нам, конечно, не нужен, конечно, но разница между физтехом и не-физтехом есть, это факт.

Слышали ли Вы про ассоциацию выпускников Физтех-союз?

Да, я слышал. Не знаю всех подробностей, но слышал.

Организация, в которой выпускники объединились и решили сделать МФТИ лучше. Насколько, по вашему мнению, она будет успешна?

Такая организация обязана существовать. Мне кажется, тот факт, что такой устоявшийся организации выпускников на Физтехе не было, или может быть были, но были какие-то локальные – это большое упущение для МФТИ. Учитывая сильный состав людей, которые инициировали Физтех-Союз, их масштабные планы и ресурсы, я надеюсь, что многое получится. Сомневаюсь, что получится все, но это и нормально. Если получится часть, то это уже очень хорошо.
Некоторые люди, Физтехи с большим стажем, с которыми я обсуждал идею Физтех-союза, говорили, что на их памяти это отнюдь не первый пример самоорганизации выпускников, но так получалось, что был начальный пик активности, а потом дело шло на спад и выдыхалось. Я, к сожалению, не могу как-то отнестись к этому лично, потому что на моей памяти я таких организаций не помню. Сейчас, судя по тому, что я вижу со стороны, думаю, что у Физтех-союза большой потенциал, и мне хочется пожелать им успеха.

Если уйти от физеховской жизни к вашей нынешней работе – сейчас, находясь в кресле замминистра, хватает ли времени на что-нибудь, кроме работы? Хобби какие-нибудь?

Времени стало намного меньше. Остается время что-то читать. Хотя количеством времени на художественную литературу я недоволен, больше читаю деловые книги. Был период – ходил учиться петь. Пока не научился. Последний год времени на хобби почти нет. Спорт иногда.

Есть такая общая физтеховская черта, она очень часто встречается. Critical Management. Физтехи практически всегда откладывают все на последний момент и потом судорожно все делают и, в принципе, почти всегда все успевают. Вы сами как себя организуете? От этого получилось отойти после Физтеха, или вы и на Физтехе все делали планомерно, не оставляя на последний момент?

Нет, я не делал все планомерно. Мне кажется, что мы все учились примерно в одинаковом режиме, и эти бессонные ночи, особенно последняя, и анекдоты: “Методичка есть? Сейчас докурю и пойдем сдавать”, – это все было верно и все было про меня. Сейчас каждый день после ночи, когда спал 2 часа, для меня событие. А на Физтехе это была почти привычка. Насколько эта суматоха перешла в нынешнюю жизнь? Частично. Если на Физтехе без организации можно было прожить, и есть много таких примеров: ты прочитал, сдал задание, сдаешь зачет, то сейчас без планирования никак нельзя. По крайней мере, времени на планирование я уделяю в 20 или 50 раз больше. Правда, я из тех людей, которые на чужих ошибках учатся в сто раз хуже чем на своих, поэтому мне кажется, что те моменты, когда я изменил свое поведение, все-таки были после того, как я сделал большую ошибку. Было плохо, потом я это отрефлексировал, заставил себя, и изменил.

Почему госслужба, а не бизнес, не наука?

Два года назад у меня был жизненный план, и в нем госслужбы не было. Потом я получил предложение попробовать, принял такое решение и не разочаровался в нем. Как бы дальше не сложилась жизнь, и какая бы сфера в итоге не стала для меня основной на следующее десятилетие, опыт важный. Работа здесь, в министерстве, не была каким-то стремлением для меня с детства или со времен Физтеха. Однако оказалось, что на самом деле интересная работа. Думаю, еще сыграло роль то, что у меня были среди знакомых чиновники, я представлял их жизнь и работу. Мог делать выбор осознанно. Есть много тяжелых моментов, но сложности как раз мотивируют. «Эффект масштаба» на моей работе огромный. Не в экономическом смысле, а в том, что проекты сложны и влияют на отрасль в целом, что привлекает.

Вопрос о вашей работе от наших читателей: каково ваше мнение о госрегулировании Рунета?

Не совсем о моей работе, я все-таки отраслью занимаюсь. Госрегулирование – вещь опасная. Все зависит от того, как применяется закон. Практику применения закона нужно мониторить. C cитуациями, когда есть закон, у которого есть конкретная цель, но он либо не применяется, либо применяется неправильно и некорректно, я сталкивался часто в сфере IT. В отрасли IT с регулированием однозначная ситуация: оно не нужно. Нужно создание условий. Мы даже в стратегию развития IT-отрасли, которую недавно правительство утвердило, включили одно из самых важных соображений – не навредить чрезмерным вмешательством государства, создавать условия при минимальном прямом регулировании. В принципе, если государство стоит в стороне от IT-отрасли, все равно, мы считаем, что отрасль будет развиваться и расти. Давние успешные IT-компании в числе факторов своего успеха называют тот факт, что в течение многих лет их никто не трогал и никто им не мешал. Другое дело, как мы считаем, что параллельно с этим, государство может помочь.

По вашему мнению, кого должен выпускать Физтех? Или это уже в нашем мире стало совершенно не важным? Направленность образования может быть уже не так важна?

Промежуток жизни, когда занимаешься одним и тем же делом, становится все короче. Образование скорого будущего – это сборный конструктор из базового образования и «надстроек» – курсов, которые прослушаны онлайн, в других местах. Вместе будут учиться самые разные люди, объединенные потребностью научиться одному и тому же в этот период жизни. Физтех же должен, в первую очередь, сохранить высокий уровень того самого базового, фундаментального образования. И это самое важное. То есть, если будет сделано это и не будет сделано ничего другого, Физтех все равно останется очень успешным ВУЗом. И если дополнительно сам Физтех даст возможность ребятам на это фундаментальное образование насаживать что-то востребованное рынком в разных областях – полезность еще возрастет. Но эту надстройку можно получить и в других местах. А очень сильное фундаментальное, базовое образование, есть, боюсь, что всего лишь в нескольких других местах, а то и меньше – нигде.

Что Вы посоветуете нынешним физтехам?

Всегда думать. Всегда пытаться понять самому, не поддаваться соблазну в своей деятельности делать что-то проще, когда тебе кажется, что здесь думать не надо. Один из ключевых плюсов, который у физтехов есть – умение думать. Но некоторые из них начинают лениться думать. Тогда мозг со временем атрофируется. Слезть с иглы «можно не думать», сложно. Может быть даже осложнение: как у Оруэлла, дважды два, в принципе, четыре, но может быть и пять. Поэтому я посоветую никогда не лениться думать – и все будет хорошо.

И последний вопрос, я немножко поиграю во Владимира Познера. У вас, наверняка, при поступлении на Физтех, была какая-то мечта. Она сбылась?

Хорошо играете – даже интонация похожа. Мечта, мечта… У меня есть личные мечты, часть из них сбылась. Не все сбылись, ну я не волнуюсь по этому поводу: у настоящей мечты нет срока годности, она на всю жизнь. Мечты не прокисают.

Беседовал Александр Павлов

Поделиться