Интервью с заместителем министра связи и массовых коммуникаций Марком Шмулевичем. Часть 1.

Редакция Потока побывала в Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ и взяла интервью у выпускника Физтеха, Российской Экономической Школы, бывшего директора по развитию Российского квантового центра, а ныне заместителя министра связи РФ — Марка Шмулевича.
Так как разговор оказался очень долгим, а интервью получилось очень объемным – было принято решение разбить его на 2 части.
Собственно, первую часть интервью мы вам с гордостью и представляем!

Добрый день, Марк Михайлович. Если честно, то не так просто найти информацию о вас: на каком факультете вы учились, кафедре, о вашей студенческой жизни.

Учился я на ФУПМе, и вообще моя жизнь в основном была связана с прикладной математикой. Поступая на Физтех, я думал, что буду заниматься математикой. Кафедры были разные, но основная – это Вычислительный центр РАН на Академической, где училась 971-я группа. Там мы изучали методы обработки данных, искусственный интеллект. Моя магистерская работа, а потом и кандидатская диссертация были в области text mining: обработки больших массивов текстовой информации, выделения смыслов. Я из Москвы, там родился, там жил, всё детство провел в Коньково, что, по московским меркам, не так далеко от МГУ. Когда я выбирал, в каком вузе учиться, среди вариантов были и МГУ, и Физтех, и МИФИ. Большинство людей мне говорило: «Разницы, наверное, не увидишь, но ближе всего МГУ, так что иди туда». Тем не менее, пошёл на Физтех, потому что было такое ощущение, что всё-таки пока в России никто не превзошёл Физтех в том, как учить человека думать и давать ему действительно фундаментальные знания вне зависимости от конъюнктуры рынка и того, что вокруг происходит. Ощущение у родителей, в первую очередь. И я сейчас не жалею, что по полтора часа в одну сторону каждый день ездил.

То есть, Вы совсем не жили в общежитии?

Большую часть времени – нет, но был период, когда попробовал. Кстати, общага была не ФУПМовская, а РТшная. За это время появились новые друзья, но почти все время обучения я все-таки ездил из дома.

Во время учебы Вы принимали участие в общественной жизни? Дискотеки, КВН, СТЭМы, Дни Физика?

Да, я принимал участие, но меньше, чем средний физтех. Принимал участие в Днях Физика, очень любил СТЭМы, хотя на сцене ни разу не был. Так получилось, что для меня Физтех стал в первую очередь местом, где я учился. Социальная составляющая, Физтех как тусовка, Физтех как место, где ты проводишь свободное время, во многом прошло мимо меня. Таким местом для меня изначальна была моя школа. Я учился в сильной физико-математической школе (прим. ред. – Гимназия на Юго-Западе №1543), школьниками мы и активно ходили в походы, и участвовали в КВН, ставили спектакли. Когда я попал на Физтех, эта связь со школой осталась. Фактически с той же школьной компанией, даже с теми же учителями, мы продолжали ходить в походы (а несколько моих друзей по физтеху стали ходить с нами). Эта часть жизни у меня больше осталась в Москве, в Москве были родители, друзья и девушки. Замена той культуры, которая была, на физтеховскую, не произошла – только как дополнение.

Часть каких-то инициатив по организации происходит от студентов, а часть от администрации. Скажите с высоты вашего опыта, в каких ситуациях к успеху приводят частные инициативы, а когда их нужно всё-таки инициировать администрации? Где та грань, где тот баланс?

Если инициатива не поддержана бизнесом, выпускниками, и эта инициатива не касается чего-то, что выстраивается сугубо административно, то у неё мало шансов на успех. В среднем инициативы, которые предлагают студенты и выпускники, мне кажется, будут больше иметь шансов. А если эта инициатива проработана с большим количеством людей, снимается риск того, что она будет никому не нужна. К сожалению, ненужных инициатив хватает.

К сожалению, взгляды студентов и администрации на то что же все-таки нужно проводить и как это делать не всегда совпадают. Студентам, очевидно, хочется делать хорошо для студентов, а у администрации свое мнение на этот счет.

Плохо, когда есть такие нестыковки. Я всегда за инициативу студентов, точно так же, как и за инициативу выпускников. Вокруг было много примеров. Когда я учился на Физтехе, профком выделял билеты на культурные мероприятия, наверное, и сейчас выделяет…

Да, конечно.

Помню момент, когда несколько ребят, собрались, обсудили, что на странные мероприятия билеты дают, чётко поняли, куда они хотят идти, предложили это профкому, и им эти билеты дали, за активность спасибо сказали. Простейших пример того, как инициатива снизу работает. Обычно, если такие очевидные вещи работают легко, то и более серьезные инициативы находят адресата. Жаль, если на Физтехе сегодня канал поддержки инициатив студентов плохо работает, но, может быть, это отличный повод и пример того, что могут поменять ассоциации студентов или выпускников, которые, насколько я слышал, создаются.

К ассоциации выпускников мы ещё вернёмся, а сейчас я предлагаю продолжить разговор об учебе. В вашей биографии есть пункт о стажировке за границей, насколько сложно было тогда уехать?

Первая стажировка была ещё когда я учился в школе в старших классах. И именно она мне больше всего запомнилась, поскольку в тот момент много чего дала. До этого я никогда долго заграницей не был, и вдруг на несколько месяцев попал по программе обмена в старшие классы американской школы. Жил в семье школьника из небольшого городка под Нью Джерси, который позже точно также приехал в мою семью, и я его водил к нам в школу. Этот обмен культурным опытом совершенно неоценим. Он дал мне две вещи: одна – долгосрочная, другая –  скорее, практичная, но обе я считаю важными. Долгосрочная вещь – это понимание, что мир большой, есть очень разные культуры, разные подходы и нужно стараться не смотреть на вещи только с одной точки зрения. А практичная вещь – быстрое и интенсивное изучение английского языка. Говорить по-русски было почти не c кем, разве что по телефону с родителями из дома. Поэтому у меня не было другого выхода, кроме как говорить по-английски: мне же хотелось в компании быть наравне со всеми.

Во время учебы на Физтехе было несколько поездок, но я их скорее сам себе организовывал, участвуя в разных конкурсах и отборах. Например, были такие мероприятия, которые назывались Student Week, студенческая неделя. На самом деле они шли больше, чем неделю и их было достаточно много. Была целая культура участия в таких мероприятиях, форумы, студенческие организации, которые помогают организовать подобные обмены. Вот и я прошел отбор и поехал в Эйндховен, в Голландию. Там часть времени мы уделяли тому, что в группах со студентами из разных стран, с различными биографиями, гуманитариями и технарями, обсуждали глобальные мировые проблемы, которые так или иначе затрагивают каждую из стран. Другую часть времени, достаточно большую, мы проводили в университете. Это был Технический Университет Эйндховена. Я посмотрел, как работает университет в другой стране: как там преподают, какие там студенты, как они думают, что они учат. Это тоже было полезно для кругозора.

Вы сказали, что обсуждали с людьми из разных стран какие-то глобальные проблемы. Сильно совпадали точки зрения на них в разных странах?

 По-разному. Там подбирали людей c активной жизненной позицией. Я помню, например, что одна из тем была про развитие атомной энергетики: нужно ли человечеству развивать её дальше, или лучше скорее переключиться на другое. По этому вопросу шли жаркие споры. На флангах были люди из стран, где на тот момент как раз недавно прошли демонстрации против открытия новых АЭС, против захоронения ядерных отходов на территории страны (по-моему, особенно активны были австрийские ребята), и из стран, где, наоборот, только что построили первые АЭС – имидж и PR мирного атома в тех странах был положительный, для них это сдвиг, движение вперёд, к новой энергетике. Когда эти люди-атниподы сталкивались, было горячо.

Съездить на стажировку или уезжать учиться в зарубежный вуз. Плюсы, минусы?

 Плюсов много, но каждый выбирает для себя. Люди намного чаще жалеют о том, что не сделали чего-то, чем о том, что сделали. С течением времени, с усилением глобализации, решение уехать учиться становится не решением всей жизни, а просто этапом, хотя и важным. Стало больше тех, кто уезжает, потом в другое место, в какой-то момент приезжает. Если несколько десятилетий назад для жителей нашей страны уехать было равно эмиграции, но сегодня такого нет. Про многих людей, связанных с международной деятельностью, часто трудно сказать, где они больше живут. Такие примеры есть и среди ученых, и среди предпринимателей.

Что касается студентов, большее значение имеет психология. Многие физтехи прошли уже длинный путь, приехали из далекого города в Москву, и для них это стало важным этапом, а здесь сразу следующий. Большинству нужно освоиться. Для небольшого количества ребят Москва – изначально трапмлин дальше, они сразу нацеливаются после 4 курса поехать заграницу.

А у вас не было мыслей уехать из России?

Были. Я думал, что все-таки буду заниматься наукой, и ориентировался на карьеру профессора университета или исследователя в компании. На тот момент мне казалось, что это та жизненная стезя, которая мне интересна и хорошо подходит. Ты постоянно открываешь что-то новое, общаешься с высокоинтеллектуальными людьми.

Я понимал, что если я хочу дальше развиваться как исследователь, то мне нужно на Ph.D поехать в один из зарубежных ВУЗов.

Так что да, такие мысли были, но по разным причинам, в том числе и личным, тогда никуда не уехал. А потом получилось так, что я достаточно быстро начал работать исследователем в НИИ. Внутри НИИ уже перешел из исследований в управление и развитие бизнеса. Вопрос о том, что для максимума профессионального развития обязательно уехать, перестал стоять. Вокруг был драйв, да и работа у меня была связана на 2/3 с международным сотрудничеством, постоянно был в интернациональной среде.

Не жалеете?

Нельзя сравнить две разных жизни. Мне кажется, что и так, и так было бы неплохо, человек обычно для себя при любом выборе находит аргументы, что его жизнь хорошая, это в подкорке происходит. Когда я оглядываюсь назад и думаю о каких-то развилках, которые были в жизни, я почти всегда думаю, что принял хорошее решение. Но, скорее всего, если бы я принял другое решение, то я бы так подстроил свою жизнь, что и тогда было бы очень хорошо. Человек намного сильнее, чем ему может казаться. Сам решает. И намного в большем объеме определяет то, как он будет воспринимать свою жизнь и какой будет эта жизнь, чем внешние условия.

Это как в речи Стива Джобса – Connecting the dots looking backward

Да, именно так. К тому же, мне кажется важным не ограничивать себя в возможностях экспериментировать со своей жизнью. Редко сразу понимаешь, где призвание. Мало кто из тех ребят, с которыми я больше всего общался в годы учебы на Физтехе, занимается сейчас тем, чем он планировал. Человеку не надо бояться пробовать одно, другое, третье. Ты же сам всегда чувствуешь, где ты более счастлив, где менее. Твое это или нет. Так постепенно, за несколько итераций ты к чему-то приходишь, иногда возвращаешься к началу, но уже осознанно. То есть приходится уходить, менять профессиональную жизнь. Этому, кстати, нужно учиться, это сложно. Не жалеть уйти, разорвать, сказать «нет».

Беседовал Александр Павлов

Поделиться