Интервью с Алексеем Устиновым

Алексей Устинов23 ноября на Физтехе прошла презентация Российского Квантового Центра, а также лекция одного из его профессоров – Алексея Устинова, окончившего, в свое время, МФТИ. Специально для физтехов «Поток» публикует слайды презентации и небольшое интервью с Алексеем.

Краткая биография:

Алексей Устинов – выпускник Физтеха (ФОПФ, 1984),  доктор физико-математических наук; в 1996 году стал первым физиком из бывшего Советского Союза, получившим постоянную должность профессора в Германии. Сейчас Алексей возглавляет кафедру и лабораторию экспериментальной физики, а также Физический институт Технологического университета Карлсруэ. В прошлом году он выиграл мегагрант Правительства РФ на 150 миллионов рублей и стал руководителем проекта по изучению метаматериалов в специально созданной лаборатории МИСиС.

Для начала, немного провокационный вопрос – Россию любите?

Да, люблю, очень. Никогда не менял гражданства.

А где работали, закончив Физтех?

Аспирантуру я заканчивал в России – в Черноголовке. Сначала занимался термоэлектричеством, а потом переключился на солитоны – сверпроводящие вихри в джозефсоновских переходах.

Уехал я еще до того, как все стало распадаться – получив стипендию Гумбольдта в 1989. В 1991 вернулся в Россию, но за полгода понял, что здесь вообще ничего не происходит. Работал в Дании год, потом год в Италии, потом оказался в Германии – даже стал первым русским профессором, получившим там постоянное место.

Когда приехали в Германию, были сложности с немецким?

Еще бы! На физтехе я учил, понятное дело, английский. Потом пытался французский учить, но он мне как-то разонравился, поэтому я увлекся японским. В итоге, нормально я его так и не выучил, но, будучи в Японии, дорожные знаки читать мог. А немецкий пришлось осваивать уже в Германии – сейчас даже лекции на нем читаю.

Как получилось так, что Вы присоединились к РКЦ?

Мне позвонил Женя Демлер, и рассказал, что он, Лукин и Белоусов решили делать вот такую классную штуку. Чуть позже встретились в Германии с Белоусовым, где все и обговорили. Однако долгое время было непонятно, что будет с финансированием. Наконец, этим летом все прояснилось, по крайней мере, на ближайшие 5 лет.

Благодаря мегагранту?

Нет, он здесь совсем ни при чем. Так получилось, что я начал помогать Квантовому центру, и приезжал в Черноголовку довольно регулярно. Потом как-то подал заявку на грант с одним из своих проектов, связанных с метаматериалами. Он даже с квантовой физикой не был особенно связан. И, так получилось, что мой проект выиграл мегагрант. Теперь у меня два проекта в России, так что жить планирую половину времени здесь, а половину в Германии.

На Физтех давно не приезжали?

Да, давненько.. Сегодня так ностальгически прогулялся по студгородку, прошел мимо шестерки, где когда-то жил.

А в Вашей рабочей группе русских много?

Примерно пополам русских и немцев, плюс еще их оттеняют обычно итальянцы. У меня сейчас проблема – итальянец из рабочей группы ушел в IBM, вот ищу себе итальянца.

В чем видите свою задачу в России, в РКЦ?

РКЦ – очень хорошее начинание, если его не испортить. Непростые вопросы стоят перед менеджментом, но я уверен, что Белоусов и его команда с этим справится. Сама идея в том, чтобы сделать что-то вроде института Макса Планка – с международным сотрудничеством, экспертизой, а не каким-то клубом «по интересам».

Что думаете о Сколково?

Это довольно молодое и динамичное явление, непонятно пока, что из него выйдет – посмотрим. Главное, чтобы у студентов была возможность получить опыт работы в лаборатории, ведь далеко не все ВУЗы такую возможность дают.

Как  оцениваете текущий уровень Физтеха?

Ну я бы не сказал, что уровень падает – учат, быть может, чуть хуже, чуть менее требовательно. Преподаватели, конечно, не как раньше – раньше как минимум половина народа занималась хорошей наукой, а преподавали для удовольствия. Сейчас это, конечно, не так.

А что бы Вы предприняли для улучшения ситуации?

Мне кажется, создание исследовательских кластеров в университетах – это правильный путь. Собирать вместе тех людей, которые хотят и могут что-то делать, давать возможность преподавать. Вводить постоянные, хорошо оплачиваемые позиции для профессоров, которые нужно выигрывать в результате конкурса.

Что думаете по поводу вхождения МФТИ в ТОП-100 лучших университетов мира?

Тяжело это, конечно. У Физтеха всегда была отличная учебная база – потому что преподавали хорошие ученые. Кроме того, нужны публикации. Т.е. либо объединять под эгидой МФТИ институты РАН, и публиковать все от имени Физтеха, либо создавать какое-то новое образование, куда войдут и МФТИ, и его базы. Нужен, конечно, классный кампус, большие ресурсы. Нужна большая международная открытость.

Сейчас часто поднимается вопрос – что делать, чтобы выпускники не уезжали заграницу?

Такой вопрос бессмысленен. Более того, просто необходимо, чтобы студенты уезжали заграницу. Нужно просто сделать, чтобы они уезжали и возвращались.

В последние годы ситуация с наукой в России улучшается – серьезно увеличивается финансирование и ВУЗов, и институтов. Поэтому сейчас заниматься наукой – самое время. В том числе и в РКЦ.

Так что приглашаю в свою команду физтехов.

Желающие – пишите мне на почту: Ustinov@kit.edu

Поделиться