Анастасия Кулакова: “8 мантр начинающего физтеха”

16 июля в МФТИ прошёл выпускной. Некоторые студенты уже поделились мыслями по поводу учёбы в институте. “Поток” публикует заметку выпускницы бакалавриата ФУПМ Анастасии Кулаковой “8 мантр начинающего физтеха”. В ней Настя размышляет о том, как с пользой провести студенческие годы.

 

Анастасия Кулакова, фото из личного архива


Получив диплом бакалавра и наслушавшись подкастов «Медузы» «Как жить», решила сама написать заметку начинающим (и продолжающим) физтехам. Конечно, меня о советах радиослушатели не просят, но я и без просьб могу. В общем, включайте критическое мышление, не укоряйте меня в неподчинении собственным советам и погнали!

1. Учиться.

Банально донельзя, как и все в этой заметке, но весьма важно.
Недавно в чате мои однокурсники обсуждали несовершенства системы Физтеха и, в частности, то, что порой непонятно, зачем ту или иную дисциплину изучать, в чем ее приложение. Генеральных точек зрения я заметила две, и обе имеют право на существование:

  • учить все, не пускаясь в рассуждения, пригодится ли. Здраво, ведь никогда не знаешь, что окажется востребованным/чем просто захочется заниматься;
  • учить только то, что нравится. Опять же здраво: программа Физтеха многим кажется перегруженной, не лучше ли сосредоточиться на том, к чему лежит душа и том, что уже неплохо получается?

Как вы заметили, пересекаются точки зрения по слову «учить». Не важно, как мои читатели это называют: «ботать» или «изучать», но посыл дедушки Ленина до сих пор актуален. Как именно, решаете вы сами. Я лишь напомню, что с возрастом наш мозг работает все хуже и хуже, хотя прекрасная лауреатка Нобелевской премии Рита Леви-Монтальчини и говорила в день своего столетнего юбилея, что ее мозг работает лучше, чем в 20. А еще замечу, что изучать тему осознанно и на энтузиазме получается быстро и эффективно в любом возрасте.

Чуть не забыла про самообразование. Глагол «учиться» возвратный, значит, предполагает самостоятельность в этом процессе. Опять же поясню на примере.

В программе 4 курса моего факультета управления и прикладной математики значился альткурс с манящим названием «Машинное обучение». Курс хорошо известен широкой публике, потому что читается К.В. Воронцовым. Однако широкой публике не всегда известно, что обучать писать код в Python на семинарах ее не будут, хотя бы потому что семинаров тоже не будет. В конце года маячил курсовой проект, с которым, что удивительно, у моих однокурсников особых сложностей не было, ведь кодить на Python понемногу научились сами за 4 предшествующих года. Мне резонно могут возразить, что информатике и программированию на C/C++ учат на базовом уровне на любых факультетах, а «пересесть» с одного языка на другой при должном знании основ и концепции алгоритмов не составит труда, но я бы хотела упомянуть этот момент самообразования. К этому нужно быть готовым, вооружившись CourseraKhan Academy и Stackoverflow. Да хоть Arzamas — не бойтесь изучать любые темы сами, сэр Тимоти Джон Бернерс-Ли не зря придумал нам интернет.

2. Я не занимаю чужое место.

Мантра, которую я бы прописала всем вчерашним школьным отличникам, а сегодня неуверенным в себе первокурсникам, которым кто-то сгоряча посоветовал катиться обратно к себе в провинцию, потому что «Физтех не для вас». Только вы решаете, что для вас, а что нет. Поэтому если вам это действительно надо, наберитесь сил, улыбнитесь этому вредному кому-то сейчас и для закрепления эффекта еще через 4 года, проходя мимо с дипломом под мышкой.

Синдром самозванца на самом деле — ужасно деструктивная штука. Поселить его у себя в голове может и вполне себе успешный студент, бесконечно думая о том, что ему все просто далось: поступил по олимпиадам и толком не испытал ужаса ЕГЭ. К тому же среди знакомых такого студента наверняка найдется непризнанный гений, почему-то не пошедший в классный вуз. «Вот он действительно крут, а я…». Поменьше сравнивайте (об этом пойдет речь дальше) и побольше цените момент.

Да даже если Физтех и правда не оказался вашим вузом мечты, поймите это сами, а не под давлением чужого субъективного мнения! Думаю, не ошибусь, если скажу, что опыт учебы здесь дал многое и тем ребятам, которые продолжили образование в других местах. Как вы поняли, я не очень люблю слово «ошибка», а «опыт» мне вполне нравится.

3. Я не обязан идти в науку или IT.

С одной стороны, простейшая вещь из области «никто никому ничего не должен», а с другой — поле для дискуссии. Зачем идти в технический вуз, если не двигать науку или идти в IT?

Знаете, целеполагание — это очень здорово, но не ручаюсь, что каждый абитуриент знает свой профессиональный трек глубже, чем «мне всегда нравилась физика и математика». А потом времена меняются, любимые математика и физика приобретают по 5 новых названий за год, и любить это все хочется уже на расстоянии. И такое бывает, не стесняйтесь себе в этом признаться. Как только признаетесь, увидите на том же Физтехе кучу альтернативных возможностей: от журналистики до фотографии, от event-management до предпринимательства. А если не на Физтехе, то тоже неплохо (возможно, и лучше, но я там не была). Для тех, кто вдохновляется историями успеха: вот неплохой материал Потока про известных экс-студентов и выпускников Физтеха, нашедших себя в самых разных областях.

4. Меньше сравнивать, больше анализировать.

Опять я про банальности, да? Конечно, вот только мы и с этим уровнем сознательности не справляемся. Пример в студию. За чаем с подругой вдруг зашел разговор про нашего общего знакомого. «%Username — молодец, вот в «Технотреке» сейчас,» — говорит подруга. «А мы где…» — зачем-то грустно вздыхаю я. И только потом вспоминаю, что ни одна из нас не хочет заниматься разработкой/UX-дизайном/чем-то еще, чему посвящен классный в своей области «Технотрек». Тогда зачем переживать? Мы сравниваем по привычке, выделяя первично названия, а уже потом содержание деятельности. В общем, не будьте как мы. Лучше анализируйте ситуацию вокруг и свои эмоции.

P.S. если вы программист и не в «Технотреке», это тоже вам не мешает быть молодцом (возможно, даже помогает, но я там не была).

P.P.S. и на поводу у стереотипов не ходите. Мы сами ставим себе блоки, наслушавшись от других «физика не для фупмов», «в прогерских группах девочкам не место» и прочее. Проверьте на себе. И если все же ориентироваться на чужой опыт, общайтесь с людьми, которые прошли интересный вам путь полностью: защитились на кафедре, на которую вы хотите пойти, работают в компании, где вы планируете пройти стажировку.

Фото: Пресс-служба МФТИ

5. Жить в ОБЩЕжитии.

Как вы поняли, я люблю словообразование. На этот раз упор будем делать не на суффиксы, а на корни. 4 года моего проживания в общежитии я считаю золотым временем для изучения себя и людей. Да, классно научиться готовить, делать генеральную уборку за полчаса и просто пожить отдельно от родителей, но я сегодня о другом. Общежитие для меня еще и о том, как важно уважать свободу других и не позволять другим нарушать твою, понимать, что коллективное пользование — коллективная ответственность, а не безответственность.

Дома у меня всегда была собственная комната, не думала, что буду спрашивать у кого-то согласия открыть окно или посушить волосы феном среди ночи. Не думала, что можно кипятить воду в чайнике, чтобы не занимать конфорку, а потом ставить кастрюлю с кипятком на плиту, не думала, что мусор из раковины сам себя не выбрасывает. Сейчас для меня этот вопрос кажется глубже быта, ведь и в иных ситуациях полезно взглянуть на мир чужими глазами. Такое вот развитие эмпатии. Ну и сопутствующий achievement: после режима общаги высокий рейтинг гостя на Airbnb почти гарантирован.

6. Не ставить деньги во главу угла.

Еще один важный момент: покинув родительский дом, студент зачастую хочет стать самостоятельным и в финансовом плане. Причем как можно скорее. Иногда это обусловлено тяжелой ситуацией в семье (этот момент за неимением достаточной компетенции в вопросе я рассматривать не буду), а иногда — простым человеческим «я сам». Когда начинать работать и в каком объеме — сугубо индивидуально, я лишь хотела бы посоветовать не начинать неинтересную вам для дальнейшего развития работу, если у семьи еще есть возможность помогать вам материально. Да, ваши друзья будут отмечать первую зарплату, а вы нет. Но что потом? Лучше потратьте время на учебу/участие в студенческих проектах. Так тоже можно продвинуть резюме и набраться опыта.

Кстати про работу и деньги. Когда вы в последний раз обращали внимание на что-то в описании вакансии, кроме зарплаты, требований к кандидату и обязанностей? Если не помните, то возьмитесь за ум. Мир шагнул далеко от понятия «человеко-часы» и прочей ерунды. Ориентируйтесь еще и на условия, в которых предстоит работать. Корпоративная культура, месторасположение организации, возможность нормального питания во время перерыва, официальное оформление — все это тоже важные штуки.

И конкретный кейс. Некоторые мои знакомые говорят, что не идут работать в науку из-за того, что зарплаты не очень высокие, а им нравится путешествовать. Объективно низкие ставки в НИИ и правда сложно отрицать, но вот невозможность путешествовать — мимо. На мой взгляд, ученый — одна из самых мобильных профессий. При условии, что ваш институт открыт к обмену опытом, а не считает весь остальной мир врагами народа. За мою скромную карьеру (8 месяцев трудоустройства) я съездила в две командировки. И это не предел!

7. Следить за здоровьем.

О том, что у нас «какая-то не такая атмосфера» пусть пишет журнал Esquire. Я лучше скажу, что любая интенсивная деятельность может при невнимательном отношении к своему организму привести ко всяким грустным хроническим недугам. Поэтому шутки в сторону. Что бы я посоветовала сделать, даже если вы «условно здоровы»:

  • купить хорошую настольную лампу и удобный стул/подушку на стул. Вам предстоит долго сидеть, поэтому в ваших же интересах сделать это сидение не только продуктивным, но и комфортным. Ну и сидите ровненько, вставайте иногда и делайте зарядку для глаз. Человек «отсидела ногу во время подготовки к экзамену, встала, упала, ногу сломала» не даст соврать.
  • Научиться азам готовки. Мое мнение весьма субъективно, но НА ФИЗТЕХЕ НЕГДЕ НОРМАЛЬНО ПОЕСТЬ. По крайней мере, в пределах кампуса мне не хватает развитой инфраструктуры, связанной с питанием, да и не все чудеса от Delivery Club до нас доезжают. Поэтому если не хотите есть майонез с салатом или платить около 5 сотен за обед в «Теории», попробуйте узнать, как делается простой суп, как хранить продукты, ну или полуфабрикаты какой марки сделают вашу дорогу к гастриту максимально долгой. Мои знакомые кстати вовсю пробуют сервисы доставки продуктов типа «Партии еды» или «Elementaree», тоже годно, если удается поймать акции и скидки.
  • Уметь обратиться за психологической помощью. Наверное, среднему россиянину понадобится еще полвека на осознание того, что депрессия — тоже болезнь (как и другие ментальные недуги), но будьте выше среднего. С этим сталкивается множество физтехов, да и вообще взрослых людей. Умейте заметить разницу между «не могу встать с кровати, потому что дико устал/ учился/кутил всю ночь» и «не хочу вставать с кровати, боюсь этого мира и его бесконечных проблем». А если столкнулись с проблемой, не бойтесь поговорить с психологом.

8. Физтех — вуз богов.

На этом пункте из души рвется патриотизм: «не даром же этот пункт восьмой, мой любимый институт словно восьмое чудо света!». Но будем честны, кроме Физтеха я просто нигде не училась. Но опыт этот ни на что не променяю. Здесь невероятные люди: преподаватели, студенты, сотрудники. Конечно, невероятными бывают и тупость и хамство одних, но для меня они все-таки меркнут по сравнению с интеллектом, мудростью и энтузиазмом других. Физтех — это сообщество, комьюнити, если угодно. Мне кажется, у нас не отмечают выпускной бакалавриата, потому что это никакое не прощание: эти люди встретятся на научных конференциях, в крутых компаниях, ну или в магистратуре!

С любовью к Физтеху и физтехам,
Настя

Оригинал


На страницах “Потока” вы можете разместить материалы вашего авторства, пишите нам! Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

Поделиться