Интервью с Виктором Назаровым: о будущем науки и медицины

О развитии и будущем науки и медицины

Интервью с Виктором Назаровым 

«Поток»: Корреспондент Мария Гефен 

 

Виктор Борисович Назаров — руководитель Физтех-школы биологической и медицинской физики — рассказывает о развитии Физтеха в направлении, которое объединяет математику, физику, биологию и химию


Виктор Назаров родился в Москве, учился в московской физико-математической школе.
После её окончания поступил в Военную Академию химической защиты им. С.К. Тимошенко по специальности «Химия». Став выпускником Академии, написал кандидатскую диссертацию, тема которой связана с распределением в головном мозге психотропных препаратов и лечением отравления психотропными веществами. Позднее, ощутив необходимость получить знания о психике, принял решение поступить в МГУ на Психологический факультет по специальности «Психофизиология». Сразу после выпуска из МГУ в 2004 году защитил докторскую диссертацию по теме, связанной с нарушением нейромедиаторного баланса при отравлении психотропными ядами.

С 1995 года работал в системе Министерства обороны Российской Федерации, занимался разработкой лекарств, противоядий и различных средств, которые стимулируют человека в условиях крайних нагрузок. После этого был вовлечен в административную работу на производственном предприятии «Фармзащита», которое является одним из базовых участников биофармкластера «Северный», десять лет проработав директором. В 2014 году ушел на государственную службу, был заместителем руководителя по науке Федерального медико-биологического агенства. В 2017 году по просьбе ректора МФТИ Николая Кудрявцева завершил работу в ФМБА и пришел на Физтех. Профессор Российской академии наук, лауреат премии МЧС в области науки и техники (2005) и лауреат Премии Правительства в области науки и техники (2014). Женат, имеет двоих детей и внука. 


Во вторник, 17 апреля в 17:00 состоялась встреча студентов с администрацией Школы БМФ и представителями биотехнологических компаний, таких как «Фармстандарт», «ХимРар» и «3D Bioprinting Solutions». На встрече студентам рассказали, как будет изменяться обучение в Школе, и как они смогут применить свои знания и умения для продвижения науки и экономики страны, а также о возможностях созидать и исследовать, став специалистами по окончании МФТИ. Корреспондент «Потока» Мария Гефен встретилась с Виктором Назаровым в тот же день в аудитории 113 БФК перед собранием, чтобы поговорить о развитии МФТИ не только в образовании, но и в науке. 

 

Путь развития Школы 

— В 2015-м году, выступая на конференции ФизтехБио, вы упомянули, что одним из ведущих направлений современных исследований в биологии является увеличение продолжительности жизни. И в интервью для пресс-службы МФТИ Ваш предшественник на должности директора Школы, Сергей Леонов, сказал, что генеральным направлением деятельности Физтех-школы БМФ является также долгожительство. Это действительно так?
— Я бы, наверное, это немножко не так назвал. То есть говорить о том, что на сегодня человечество способно прорывным образом увеличить продолжительность жизни, я посчитал бы преждевременным. У нас нет случаев зафиксированных долгожителей больше 122 лет. Но мы сейчас подошли невероятно близко для того, чтобы эти 120 возможных лет или хотя бы 100 лет жизни сделать полноценными. Для того, чтобы у нас возраст активного доголетия был минус 2-3 года от возраста ухода из жизни, а не 10-15 лет, как это сегодня. Над активным долголетием наука работает, и вот здесь как раз я ожидаю прорывных результатов. 

— А почему, вы думаете, это так важно? Как же рак или инфекционные заболевания?
— Много что важно. И рак — это одна из причин раннего ухода из жизни, поэтому ранняя диагностика и профилактика тех же раковых заболеваний входит в общую программу увеличения долголетия и, поверьте мне, в области борьбы с раком традиционно инвестиции в прикладную науку несопоставимо выше, чем в долголетие. Хотя сегодня в продление активного долголетия уже инвестируются достойные деньги в мире. Потом, в силу успехов общей медицины, сейчас просто продолжительность жизни увеличивается в мире. Поэтому те болезни, которые раскрываются в старшем возрасте, сейчас стали просто более заметны. И количество пациентов потенциальных, которым нужна профилактика в лечении, сейчас просто выросло. 

 

Влияние науки на повседневную жизнь

— Вы говорили, что персонализированная медицина получит большое распространение. Почему вы так думаете?
— Я так думаю потому что, опять же, сегодняшние методы исследования позволяют достаточно тонко определить характеристики конкретного человека. Это блок, который сочетает в себе способы обработки биомедицинских данных, полученных от конкретного пациента, вплоть до новых методов диагностики. В ближайшее время, ближайшие пять лет,  мы уже получим эффективные инструменты персонального ведения пациента. 

— И они будут доступны?
— Да, и, более того, я допускаю, что они будут автоматизированы. Через какое-то время системы искусственного интеллекта в медицине будут самостоятельно обрабатывать. Врач будет принимать решения, опираясь на машинные алгоритмы обработки входящих данных.

— Не будет ли в таком случае проблемы с перераспределением рабочих мест?
— Вы озвучиваете такое известное заблуждение медицинское, что врача заменит робот. Помните, как когда-то в Англии рабочие ломали станки, потому что боялись, что сейчас закончатся рабочие места для ткачей, потому что появились ткацкие станки. Нет, ничего, не закончились рабочие места, а экономика получила новый рывок.

Сегодня объем информации медицинской таков, что отдельный врач не в состоянии поддерживать свой уровень высокой компетенции и при этом сохранять возможность работы с пациентом. Врачи, скорее всего, разделятся на две большие когорты: это будут врачи-практики, которые, опираясь на самообучающиеся системы медицинской экспертизы, будут оказывать медицинскую помощь, и вторая когорта — это врачи-исследователи, которые будут больше вовлечены в решение сложных случаев и дальнейшее обучение этих интеллектуальных систем. Поэтому ни в коем случае профессия врача никогда не исчезнет с нашей Земли. 

 

Наука и этика

— Еще одно бурно развивающееся направление — это создание тканей и органов для имплантации человеку. Если сравнивать Россию и США — у нас меньше этических ограничений для работы в этой области?
— Вы знаете, любой факт можно всегда рассматривать с двух сторон: как ограничение и как возможность. Здесь есть и то, и то. На самом деле, я бы не сказал, что у нас нет жестких этических ограничений, у нас требования к безопасности пациента тоже крайне высоки. Недавно вышел закон о клеточных технологиях, и сейчас мы понимаем, как можно делать биомедицинские клеточные продукты и использовать на людях. А, допустим, закон, который бы регламентировал работу с органами, сегодня еще на стадии проработки. То есть, мы не понимаем, можем ли мы сегодня пересадить печень безымунной какой-нибудь там свиньи пациенту.

Сердце свиньи, готовое для потенциально безопасной пересадки человеку
Источник: Miromatrix Medical

— Но при этом есть случаи, когда это могло кому-то помочь?
— Есть научные решения, которые позволяют создавать отдельные органы, которые могут быть пересажены человеку, как мы считаем, без ущерба для его здоровья. Мы считаем, а другое дело, что порядок прохождения экспертизы сегодня отсутствует в России. Приведу простой пример. Создана безымунная кожа, та же самая свиная кожа, которая может быть пересажена, например, ожоговым пациентам. Здесь создана, на Физтехе. Все, она готова. На нее сейчас так или иначе получается разрешение как на некий покрывной материал, как на лейкопластырь. В то же время мы понимаем, что безымунная кожа другого организма и лейкопластырь это все-таки немножко разные истории с точки зрения безопасности.

— А что вы думаете насчет химерных животных? Ограничения на работу с этими организмами тормозят развитие науки?
— Это всегда очень тонкая грань. Я сейчас скажу, наверное, страшную вещь, но этика всегда тормозит развитие науки. И это хорошо. Потому что если бы не было этических ограничений, то различные мотивы могли бы приводить ученых к тому, что совершались бы какие-то совершенно неэтичные вещи.

Вы знаете, что в фашистской Германии активно практиковались эксперименты на людях. Было ли это полезно с точки зрения медицины? Возможно, да. Показать в живом эксперименте на человеке, что его можно отогреть с температуры 20 градусов и восстановить его тем или иным способом к жизни — да, наверное, это было бы для науки полезно. Допустимы ли такие эксперименты? Точно, нет. Теперь вопрос, где этическая тонкая линия, которая отделяет возможность проведения эксперимента от невозможности. 

— Но в конкретном случае, вам не кажется, что ситуация немного надумана? Стоит ли говорить, что химерный организм с некоторыми тканями, идентичными человеческим, является человеком?
— В каждой стране существуют этические комитеты, в которые входит огромное количество специалистов от врачей до священников и журналистов, которые коллективно принимают решение о этичности того или иного вида исследований. Прогресс общества не остановить. Мое лично субъективное мнение: я бы, конечно, исследовал. Но я, как ученый, не могу выражать мнение всего общества. Мне, как ученому, хочется, а тот, кто более тонко чувствует отношения в живой природе, — категорический противник. Тут всегда вопрос баланса. 

Химерный эмбрион свиньи и человека, развитие которого терминировано на стадии гаструляции
Источник: Cell Press, Wu et al (2016)

 

О научных интересах 

— Чем вы сейчас занимаетесь в науке?
— Я защитил докторскую, когда мне было 32 года. Это было 14 лет назад. Я очень скучаю по тому времени, когда я ночевал в лаборатории и работал в области нейрохимии. Я  исследовал, как компенсируются отклонения в работе той или иной нейромедиаторной системы за счет остальных.

По образованию я психофизиолог, поэтому все, что связано с центральной нервной системой наиболее мне близко, и сейчас моя личная научная мечта — это сформировать направление математических методов нейробиологии здесь у нас в Школе, чтобы заниматься исследованиями тех сигналов, которые посылает центральная нервная система, управляя деятельностью всего организма.

— Это направление будет создано для студентов?
— Принцип работы Школы заключается в том, что ребята получают здесь образование на младших курсах, — не мне вам рассказывать, вы это, в отличие от меня, проходили, — вы погружаетесь глубоко в физику, математику и информатику, а на старших курсах вы присоединяетесь к какой-то базовой организации. Сейчас уже немножечко вектор сползает: часть лабораторий, которые могут заниматься современной высокотехнологичной наукой, сместились в наш корпус. Ребята могут уже на первых курсах приходить, знакомиться, работать по тем или иным направлениям. Поэтому это будет научная лаборатория. Она будет решать прикладные и фундаментальные вопросы, связанные с оценкой состояния центральной нервной системы и животных, и человека, в первую очередь на человеке мы говорим о неинвазивных методах, то есть о тех методах, которые нам нужно будет обсчитывать. И здесь как раз школа математическая, физическая и информационная будет крайне ценна. Направление крайне перспективное, я считаю. 

 

Жизнь на Физтехе и за его пределами

— Кстати говоря, есть ли ситуации, в которых то, что вы не заканчивали Физтех, вызывает трудности?
— Ну, наверное есть. Не хватает ли мне на моей административной работе каких-то базовых знаний, которые я мог бы получить на физтехе — да, не хватает. Поделюсь с Вами секретом, по вечерам сижу зубрю Питон (Python, язык программирования, прим.ред.). Просто чтобы понимать, на чем программируют ребята-биоинформатики, тем более что сейчас мы уходим в искусственный интеллект. Не скажу, что я крупный специалист в этой области, но азы освоил. Но я ежедневно общаюсь с физтехами и могу получить подсказку, как то или иное решение должно выглядеть со стороны человека, который имеет базовое физтеховское образование. Но, с другой стороны, у меня большой опыт и профессиональной деятельности, и научной деятельности, который был сформирован в других школах, и всегда такие «смешанные браки дают самых красивых детей». 

— Вы можете сказать, что выпускники отличаются от выпускников и студентов других вузов? Если да, то чем?
— Вообще на Земле двух одинаковых людей найти нельзя, все как-то друг от друга отличаются. Конечно же, выпускники Физтеха это волевые, грамотные, в значительной степени самоуверенные — в хорошем смысле слова — люди, которые в остальном такие же симпатичные, молодые, разные, как и выпускники других вузов. Но я бы не сказал, что физтеховцы — это какая-то отдельная биологическая разновидность. 

— У меня еще такой вопрос — последний. Есть ли книги, произведения искусства или музыка, к которые являются для вас наиболее важными и почему?
— Если речь идет о моем любимом произведении в области искусства, то это фильм «Форрест Гамп». Это фильм о человеке, который достиг всего, никогда не относясь к себе слишком серьезно. И вот эта малая ценность человеческого признания и самоотдача в любом деле, и везение достаточно частое, это некая мечта, может быть, недостижимая, но очень симпатичная. Поэтому когда хочется получить поддержку в тех или иных сложных ситуациях, то пересмотреть этот фильм для меня бывает достаточно качественным решением. 

Том Хэнкс в фильме «Форрест Гамп» (1994)
Источник: IMDB

Поделиться