Тот или не тот: сильные и слабые стороны образования на Физтехе

В последние годы при обсуждении парадигмы высшего образования в России часто звучат тезисы о несоответствии мировым трендам. Речь идет о том, что знания, которые студенты получают в институтах любого полета за время обучения, устаревают.

Редакция журнала «За науку» опросила выпускников последних лет, их работодателей и преподавателей об уровне профессиональной подготовки выпусников МФТИ. А также попыталась выделить сильные и слабые стороны существующей сейчас системы подготовки и выяснить, какие изменения могли бы пойти на пользу.


Универсальный базис

Подготовка по фундаментальным дисциплинам — физике и математике, которую студенты проходят на первых курсах, — один из плюсов Системы Физтеха. Знания теоретических основ и навыки решения задач любого уровня становятся преимуществом любого выпускника перед представителями других университетов.

«Во время моей учебы на Шпицбергене у меня было преимущество. Был предмет, название которого можно перевести как “механика льда”. В нем морской лед рассматривался с инженерной точки зрения, разбиралось его “поведение” под различными типами нагрузки. К удивлению, мне помогли знания из одного факультетского предмета, на котором дружно скучал весь (или почти весь) курс. Добавлю, что лектор механики льда начал изложение курса с основ линейной алгебры, с которой у меня очевидно не было проблем. Я понимала математическую основу лучше других студентов, и это было очень кстати, особенно в условиях адаптации к новому месту жительства»,

— рассказывает Мария Парфенова, выпускница магистратуры МФТИ 2017 года, сейчас  аспирантка РАН в ИФА им. А. М. Обухова.

Широкие знания математики и физики высоко ценят как зарубежом, так и в России. По словам Юрия Ковалева, руководителя лаборатории фундаментальных и прикладных исследований релятивистских объектов Вселенной МФТИ, cильной стороной лучших студентов Физтеха является хорошее базовое образование, с которым студент или выпускник может делать все что угодно.

Аналогичного мнения придерживаются и работодатели — представители индустрии, которые предпочитают нанимать физтехов из-за их способности быстро разобраться в новых темах.

На практике многие студенты упускают хорошо продуманную программу первых курсов. Так происходит, если мотивации для изучения конкретного предмета у студента нет. Глубокий, широкий и интенсивный бэкграунд без объяснения, зачем его осваивать, становится сложным и кажется бесполезным.

«Иногда предметы подобраны адекватно, но из-за того, что пока ты учишься, ты не понимаешь, зачем это нужно, ты не осваиваешь их нормально», — жалуются выпускники.

Часто факультетские курсы опережают общеинститутские: студент параллельно изучает физику и ее математическую основу. В итоге только к концу семестра он начинает понимать формулы, которые видел на первых лекциях. Во многом такая путаница — и есть причина отсутствия мотивации.

Держа руку на пульсе

Проблемы и накопившиеся нестыковки — не тайна для общеинститутских кафедр. В настоящее время ведется активная работа по изменению программы по высшей математике под потребности Физтех-школ и факультетов — в случае, если последние проявляют инициативу. Заведующий кафедрой высшей математики Григорий Иванов прокомментировал ситуацию:

«Мы понимаем, что сложно заставить разумного студента добротно прорабатывать дисциплину, если ему непонятно, зачем эта дисциплина нужна. Поэтому сейчас программа нашей кафедры перерабатывается под нужды факультетов. В случае если деканат активный, это происходит оперативно. Лидерами в этом процессе являются ФОПФ, ФУПМ и ФБМФ, где происходит активная модернизация существующих курсов и создание новых. Конечно, при значительных изменениях неизбежны некоторые погрешности и “болезни роста”, которые мы стараемся минимизировать. Если деканат просит оставить “как есть”, то больших изменений курсов не происходит, что не так уж плохо, так как стабильный и отлаженный образовательный процесс более комфортен для студентов».

Еще одна сомнительная особенность образовательного процесса, упомянутая выпускниками, — сильная зависимость требований к студенту и подачи материала от преподавателя.

«Возможно, стоило бы привести к общему знаменателю требования инструкторов по лабораторным, чтобы избежать ситуаций, когда полгруппы спокойно строит графики в Excel, а полгруппы мучается с миллиметровкой», — рассуждает Роман Фролов, выпускник бакалавриата 2014 года, сейчас — PhD student в Университете Альберты, Канада.

Такие проблемы пытаются решить путем публикации общих требований на сайте института.

«Грамотное представление результатов измерений — неотменяемое требование к отчету. Регламентировать миллиметровку или компьютерную распечатку считаю излишним. Но иногда вместо объяснений по поводу иллюстраций приходится слышать ответ “компьютер так посчитал”, а это недопустимо. Машина может обсчитывать данные, но их анализ — дело экспериментатора», — поясняет заведующий кафедрой общей физики Александр Максимычев.


Кому-то повезет

На контрасте с общеинститутскими курсами, предметы на базовых кафедрах становятся своеобразной лотереей. Если студенту с базой повезло и в стенах партнерской организации в нем заинтересованы, то обучение на старших курсах будет полезным и продуктивным. Если жизни на базе нет, то учеба будет никакой. Во втором случае студенты либо доучиваются ради диплома, работая во время учебы в индустрии, либо дотягивают в НИИ до выпуска, после чего уходят получать следующую степень в другой университет.

«Я была “типичным ботаном”, который поступал по олимпиадам и не особо задумывался о том, какую профессию получит. В итоге окончила бакалавриат на ФОПФе, на кафедре, у которой была исследовательская база. По традиционной Системе Физтеха предполагалось, что я стану сотрудником базовой организации после выпуска. Возможно, это когда-то на Физтехе так и работало, — рассказывает Ната Блянкинштейн, выпускница бакалавриата МФТИ, сейчас — студентка магистратуры в Университете МакГилл, Канада.

Но кому-то с базой везет больше, кому-то меньше. Моя уже в то время, когда я училась, разваливалась, и в теме исследований я к диплому разочаровалась. Пришлось менять полученную очень узкую специализацию на другую, достаточно далекую. Так я сменила квантовую теорию поля на физику атмосферы».

Выпускники признаются, что были бы рады работать в науке в России, но вакансии, на которые по окончании института их приглашали на базовых кафедрах, оказывались неконкурентоспособными. Обычные предложения в виде 1/12 ставки от 15 000 рублей «с надбавками» на фоне в несколько раз больших стартовых зарплат в индустрии выглядели нелепо.

Cтудент голодный — хорошо, но в меру

Чтобы студенты и выпускники не отказывались от исследовательской деятельности по финансовым соображениям, лаборатории внутри Физтеха и подразделения в базовых организациях стараются привлекать молодых ученых к работе по грантам. Научные руководители понимают: студент голодный — это хорошо, но в меру.

«Я полагаю, что крайне сложно заниматься серьезными научными исследованиями только часть времени, а другую часть подрабатывать на стороне. Не получится за время аспирантуры реализовать научную программу, которая стоит перед аспирантом, не получится руководителям вырастить аспиранта до необходимого уровня. Поэтому считаю, что мы практически обязаны обеспечить аспиранта адекватным суммарным доходом. Вот в этом случае научный руководитель может требовать от молодого ученого серьезных результатов», — комментирует ситуацию Юрий Ковалев.

В партнерских НИИ выпускников Физтеха часто принимают на работу на условиях частичной занятости в коммерческих проектах. Часть времени аспирант занимается прикладными задачами, а часть времени — исследованиями. Такая вовлеченность позволяет выплачивать молодым сотрудникам рыночную зарплату, не лишая их научной деятельности.

«Мы привлекаем аспирантов к работе в реальных коммерческих проектах, содержание которых тесно связано с тематикой их научной деятельности. Там они набираются опыта и практических навыков, и, конечно, это позволяет выплачивать им адекватную зарплату, — объясняет Егор Ершов, сотрудник лаборатории 11 «Зрительные системы» ИППИ РАН.

Ближе к защите мы предоставляем аспирантам несколько месяцев на написание диссертации, при этом продолжаем выплачивать зарплату. Понимаем, что это необходимо для успешной защиты».

Если базовый НИИ не имеет возможности из грантов или бюджетов коммерческих заказов выделить средства на зарплату студентов или аспирантов, то последние уходят из исследовательской организации. Наличие бюджета — вопрос чистого везения в случае с фундаментальными исследованиями.

Стабильнее ситуация на индустриальных базах, созданных в партнерстве с крупными коммерческими компаниями. Студенты и выпускники таких кафедр, конечно, реже идут в аспирантуру, однако именно они практически не испытывают проблем с трудоустройством. Каждый из них — штучный «товар», подготовленный МФТИ точно в соответствии с требованиями и нуждами компании-партнера. На такие направления сложно попасть, их сложно окончить. Но усердная учеба здесь гарантированно оплачивается не ниже рынка.


Коммуницируй!

То, какие навыки и знания получит студент к моменту выпуска из института, сильно зависит от его личных качеств и увлеченности.

«Я считаю, что программа высшего учебного заведения не может и даже, наверное, не должна вдалбливать знания в голову людям, которые не стремятся их получить. Да, некоторые одногруппники получили меньше знаний, чем я, потому что менее усердно работали. Некоторые больше — потому что работали больше. Это нормально. Однако есть пути облегчить получение знаний для студентов», — говорит Роман Фролов.

Он и многие другие выпускники отмечают, что объем практических навыков, который они набрали за годы в МФТИ, — есть результат личной работы, достигнутый только благодаря коммуникативным навыкам. С развитием последних у физтехов не все гладко.

«Ты понимаешь, что тебе надо где-то добирать. Если тебе не подошел стандартный путь Системы Физтеха или просто не повезло, то самое важное — твои навыки общения, которым в МФТИ не учат. Более сообразительные ребята вступают в студенческие клубы и таким образом учатся общаться, менее сообразительные — нет, — объясняет Ната Блянкинштейн.

Когда возникает потребность в чем-то разобраться самостоятельно, найти место стажировки  или дополнительного образования, выясняется, что самое полезное, что было на Физтехе “in general”, — это пары по английскому языку, на которых всем студентам дают азы презентаций, публичных выступлений, прививают навыки деловой переписки».

Проблемы с социализацией подтверждают работодатели из индустрии.

«Физтехи долго привыкают к команде. В университете очень много зависит от личных достижений и не так много от работы в группе. Например, большинство студентов полагается только на себя, зачастую недооценивая преимущества командной работы. В реальных проектах невозможно справиться в одиночку, приходится доверять коллегам и эффективно работать с командой. Физтеху приходится наверстывать этот навык», — комментирует Мария Алексеева, Head of Recruiting, McKinsey & Company.

Больше теоретики, чем практики 

Помимо вышеперечисленного, выпускники упоминали недостаточную практикоориентированность полученного образования. Многое из того, что им преподавали, было слишком общо и неконкретно. Так, например, за 6 лет на Физтехе можно прослушать 8 семестров вычислительной математики и программирования, но в итоге осваивать популярный MatLab в «горящем» режиме к защите диплома.

«Если я хочу заниматься наукой, очень многое придется получать извне. У меня есть представления о разных областях науки и научных подходах, но навыки, которые позволяют сесть и довести что-то до результата, мне приходится получать самостоятельно, — говорит Мария Парфенова.

Особенно это касается программирования. Несмотря на наличие курсов, так или иначе связанных с программированием, наиболее распространенные языки либо преподавались бегло (MatLab), либо вообще никак (все остальные, кроме си/плюсов и ассемблера). Создавать или работать с чем-либо неэлементарным приходилось учиться самостоятельно и мне, и многим моим знакомым физтехам. Аналогично, был курс по теории вероятностей, но одного его для серьезной работы с, например, анализом случайных процессов недостаточно».

Отсутствие бэкграуда в узкой области и практических навыков работы приводит к тому, что выпускники Физтеха, несмотря на потенциал, не становятся экспертами в какой-то узкой области. Они раз за разом блестяще решают поставленные задачи, но не растут как узкие специалисты.

«Физтехи зачастую погружаются в научный подход и забывают о практике. Ее нужно нарабатывать, практический опыт и практический подход. Физтехи больше теоретики, но при этом глубокая теория помогает и когда уже есть опыт — это бесценное сочетание. Нужно больше практики и прикладных задач», — объясняет Ольга Августан, руководитель департамента образования и исследований Mail.Ru Group.

Всем нужен диалог

Чтобы решить проблему, необходимо знать о ее существовании. Выпускники и преподаватели, представители кафедр и компаний-работодателей — все наши собеседники отмечали необходимость появления диалога между участниками образовательного процесса.

Например, руководители институтских кафедр открыто говорили о важности получения отзывов от студентов и вовлеченности деканатов и заведующих базовыми кафедрами в доработку образовательных программ. Кроме того, многие студенты и выпускники говорили о необходимости замены одних предметов другими, а также об изменении порядка преподавания курсов.

Нужны ли анонимные отзывы на преподавателей и программы при условии, что их принимают всерьез? Как избежать отсутствия мотивации к обучению по предмету у следующих поколений студентов? Как наладить доверительное общение между базами, деканатами и кафедрами? Нужно ли подстраивать программы общеинститутских дисциплин под факультеты? Можно ли доверить студенту самостоятельное составление учебного плана в магистратуре и отказаться от доминирования обязательных курсов?

Верные ответы на все эти вопросы невозможно сформулировать в одностороннем порядке или «спустить» сверху приказом ректора. Чтобы их найти, нужна открытая дискуссия, в которой будет учтено мнение всех участников. Поводов для общения уже немало


Источник: «За науку»

Автор: Елена Хавина

Фото: mipt.ru, mel.fm

 

Поделиться