Практикум для будущих предпринимателей

Akt5Wno4OB0
Многие жалуются, что все предметы на Физтехе очень уж теоретизированны и имеют слабое отношение к реальному миру. А руки чешутся делать что-то полезное, интересное и главное свое. Курсов о предпринимательстве, конечно, много. Но вот, пользы от них – кот наплакал (да-да, я считаю, что человек занимающийся всю сознательную жизнь философией и работой государственных компаниях – плохой преподаватель предпринимательства).

На Факультете инноваций и высоких технологий вот уже много лет студентам предоставляется возможность сделать собственный проект на «иннновационном практикуме».

Инновационный практикум – это предмет, созданный для третьекурсников ФИВТ, на котором происходит создание инновационных проектов, под руководством опытных менторов и руководителей.

Организационная часть

В начале инновационного практикума составляется список проектов, прошедших предварительный отбор, в которых студенты могут поучаствовать. Стоит заметить, что каждый может прийти на инновационный практикум со своей идеей и, если жюри понравится ваша задумка, проект будет принят на инновационный практикум.

После оглашения проектов студенты разбиваются на команды и начинают работу над проектами вместе с менторами.

Опыт показывает, что многие стартапы очень долго «разогреваются» и не могут начать активную работу над проектом сразу. Для того, чтобы избежать такой ситуации в начале курса проводится хакатон, на котором студенты в течение целого дня работают над планом развития проекта и макапом (макет, на котором продемонстрирован основной функционал).

Далее целый семестр идет разработка прототипа. Работа тщательно (возможно, даже слишком) контролируется преподавателями. Еженедельно составляются отчеты. По итогам работы в семестре команды презентуют прототип перед руководителями инновационного практикума и приглашенными гостями.

На второй семестр инновационного практикума допускаются только лишь команды, показавшие лучшие результаты в первом семестре. Остальные студенты отправляются в топку учить выпуклый анализ.

Во втором семестре студенты занимаются продвижением продукта и работой с пользователями. Многие в это время начинают общаться с инвесторами и находят партнеров, а многие понимают практическую несостоятельность идеи и забрасывают проект.

Я расспросил руководителя инновационного практикума Юрия Аммосова и успешно завершивших курс студентов Виктора Кантора и Сабира Шайхлисламова об этом курсе.

Юрий Амосов

Юрий Амосов

Юрий Аммосов вспоминает:

«Инновационный практикум был задуман как двухсеместровый курс и ядро всей бакалаврской программы ФИВТ его первым и бессменным деканом В.Е.Кривцовым еще при создании факультета, но полноценно он начал работать только с 2009 года (ФИВТ был основан в 2006 году — прим. Автора). Логика практикума была такова: если мы готовим студентов для самостоятельной предпринимательской деятельности и для работы в компьютерных стартапах, то у них должно быть практическое понимание того, как стартап работает, а кроме как путем практической деятельности, такое понимание не обретешь.»

Формат курса развивается, организаторы пытаются достичь как можно большей отдачи от студентов и эффективности их работы:

«Первый практикум, в котором все студенты писали приложения для Android, был очень успешен, пара проектов стали вирусными и были очень успешны в экосистеме Android первого поколения. Но такой подход был крайне сложен в руководстве и  требовал больших трудозатрат: по последующему подсчету два преподавателя сделали работу десяти.

На втором практикуме мы попробовали групповой энтерпрайз-проект. Он, к сожалению, не сработал. Большая группа студентов не очень хорошо управляется; отсутствие постоянного общения с преподавателем приводит к тому, что студенты включают классический физтеховский режим “за ночь до зачета”. А практикум устроен специально так, чтоб работать нужно было понемногу, но каждую неделю.»

Возникает закономерный вопрос: неужели, каждый из целого потока (а на ФИВТе это около 70 человек), способен сделать свой проект и стать успешным предпринимателем? Зачем тогда всем остальным этот предмет?

Главная цель инновационного практикума – воспитать личность. Научиться самостоятельно ставить и решать задачи, работать в команде. Очевидно, эти умения пригодятся студентам в любом случае: пойдут ли они в науку или будут зарабатывать деньги.

Естественно, я поинтересовался у самых успешных выпускников инновационного практикума, об их проектах и о том, что им дал этот курс.


Виктор Кантор.

В инновационном практикуме я участвовал трижды: еще третьекурсником в качестве алгоритмиста в команде Smart Tagger – это в 2011 году, в 2013 как руководитель команды 2Long2Read, в 2014 как руководитель проекта NLP сервиса из ABBYY Labs и как человек, в целом сопровождающий проекты от ABBYY.

Первым проектом руководил Никита Пустовойтов, тогда он меня фактически и привел в автоматическую обработку текстов. Это была очень плотная работа плечом к плечу, в результате которой мы сделали приложение, автоматически тегирующее текстовые документы и позволяющее искать похожие по содержанию документы на компьютере. Проект выиграл гранты «У.М.Н.И.К.» и «СТАРТ», а где-то на третьем году жизни появилось решение для автоматического заполнения базы данных по сканам бумажных документов. Оказалось, до сих пор, если у кого-то есть куча бумажных документов, данные в них находят и забивают в базу люди и все это называется рынком ретроконверсии документов.

Второй проект представляет собой автореферирование текстов. Он сейчас вполне хорошо себя чувствует и доступен по адресу 2long2read.ru (или 2l2r.ru). Сейчас API для выделения ключевых предложений встраивается в несколько сторонних ресурсов и на особых условиях предоставлен проекту Popvest с текущего инновационного практикума. Было подробное интервью на сайте Цукерберг Позвонит, будут еще статьи.

Работа по третьему проекту – broca.ru – пошла и вовсе семимильными шагами. Так, на хакатоне в начале практикума меня обвинили в том, что я заранее сделал презентацию за свою команду: так быстро они со всем справились. В первые 48 часов ребята подняли веб-страничку с автоматическим анализом тональности текста, а через две недели мы начали закрытый альфа-тест сентимент-анализа (анализа настроения), тегирования текстов и определения языка. Конечно, собрали багрепортов по полной. Но зато получили фидбек и по нему многое доработали. В частности, сделали решение, которое тегирует тексты для нужд конкретного заказчика. Первым его интегрировал в себя, кстати, Поток. Например, теги к этой статье наш алгоритм уже предлагал редактору теги: «инновации», «интервью» и т.д.

Печально то, что упиваясь своим всезнайством, мы часто пропускаем удивительные вещи. Например, не все хотят вообще проходить через инновационный практикум, в итоге возникают команды из людей, «принужденных к инновациям». Такие команды как правило умирают в конце практикума. И что с этим делать – надо думать. Может даже есть что-то хорошее в том, что после практикума появляются люди с резко негативным отношением к технологическому предпринимательству, потому что они никогда за него не возьмутся, и слава богу.


Сабир Шайхлисламов
Сабир Шайхлисламов

Сабир Шайхлисламов, студент 5 курса ФИВТ, который сейчас занимается информационными технологиями поддержки здорового образа жизни и в частности проектом CardioMood.

Впервые с инновационным практикумом я столкнулся на 3-м курсе. Два моих товарища и я занимались собственным проектом reshaka.ru (подробнее о проекте). Этот проект мы успешно защитили на инновационном практикуме, хотя было несколько неудобных моментов на защите, ведь мы представляли проект, который помогал студентам (не Физтеха) жульничать на сдаче заданий. Сайт живет до сих пор и приносит нам небольшие деньги.

Курс «Инновационный практикум» для меня является, наверное, самым полезным за все время моего обучения на Физтехе. В течение курса мы общались с опытными менторами, нам читали полезные лекции о том, как продвигать проект, валидировать гипотезы, составлять презентацию для инвестора и многом другом.

В настоящее время я выступаю в роли руководителя проекта Skinry на инновационном практикуме. Была собрана команда третьекурсников, которые сейчас увлеченно работают над проектом.

Александр Никитин

Поделиться