Конспект лекции Андрея Помялова «Кто ты, физтех?»

blcPnfX-zecНа прошлой неделе состоялась лекция выпускника Физтеха Андрея Помялова, на которой было рассказано об отличии выпускников Физтеха от выпускников ведущих зарубежных вузов. Кроме того, лектор поделился собственным опытом работы за рубежом. Публикуем краткий конспект этой лекции, присланный одним из наших читателей.

Информация об авторе лекции

  • Выпускник ФФКЭ МФТИ 1981 года, инженер-электронщик
  • 1981 – 1984 г. аспирантура РАН, суммарно 10 лет опыта работы в РАН до эмиграции
  • 15 лет опыта работы в университетах и хайтек промышленности в США, Канаде, Израиле
  • Последние 5 лет живет и работает в Роcсии

Девиз со слайда: United we stand, divided we fall

Сравнение программ MIT и МФТИ

Факты:

  • Структура программ MIT и МФТИ приблизительно одинакова. Лабораторные работы составляют 20%, семинарские занятия и обсуждения – 30%, лекции – 50%. Различие в структуре между вузами составляет не более 3-4 % в каждом сегменте. В качестве иллюстрации приведена круговая диаграмма.
  • Предполагаемый уровень поступающих на 1 курс МФТИ и MIT одинаков; (данное допущение, вполне вероятно, не верно – автор упоминает об этом); По мнению автора уровень школьного образования Америки значительно ниже, чем в России. Рекомендация книги Айрата Димиева, «Классная Америка».
  • Сравниваются программы MIT и МФТИ за 2012/2013 год. Основным параметром сравнения выбрано (истинное) количество часов(реальных аудиторных) занятий в программах. Сравнение проводится на трехмерном графике: По оси x – курсы математики, по оси у – курсы физики, по оси z – инженерные курсы. Полученный куб – это профессиональное пространство выпускника рассматриваемой программы.

Анализ фактов:

  • Все топовые университеты мира существенно отстают от МФТИ по объему образовательной программы. Различие по количеству часов и курсов составляет разы.

Вывод 1: По шкалам Андрея: 4 года бакалавра МФТИ соответствует трем степеням MIT, а именно

  1. 6 годам магистратуры математики MIT
  2. 6 годам магистратуры физики MIT
  3. 8-10 года докториальной программы по специальности (инженерия, математика или физика, в зависимости от факультета Физтеха)

Аналогичное сравнение проводится с Беркли и Цюрихским университетом.

Интересный факт: При самом высоком рейтинге в мире MIT – имеет самую слабую программу. А МФТИ наоборот имеет самый низкий рейтинг и самую насыщенную программу!

Автор отметил, что у него самого на осознание этих различий ушло 3-4 года. В разговорах с коллегами очень многие русские указывали на то, что в данной сравнительной оценке может быть неправильно и почему российское образование хуже, чем западное. Все американцы, канадцы и другие иностранцы наоборот старались указать то, почему они лучше, несмотря на такой анализ! Забавно, правда?

Сравнение программ MIT, МФТИ, МГУ, МГТУ им. Баумана и других вузов России

Факты:

  • На аналогичной шкале приводится сравнение программ МГТУ им. Баумана, МГУ и Рязанского университета
  • Везде программа оказывается значительно больше по объему часов и курсов, чем в MIT.
  • Программа Рязанского государственного университета, взятая за пример типичной в России, на самом деле даже немного больше по количеству часов и по количеству курсов, чем программа в МГТУ им. Баумана по аналогичной специальности
  • Такое небольшое отличие между Рязанским университетом и Бауманкой объясняется государственным стандартом образования. По нему программы вузов по одной и той же специальности( по ВСЕМ специальностям) не могут отличаться по числу часов больше, чем на 5-10%.

Вывод 2: Вся система высшего образования в России имеет более высокий стандарт. По мнению автора, принципиально более высокий.

Замечание из зала: Студенты  МФТИ не воспринимают такой объем. Уже сейчас 6 курс не помнит около 80-90% пройденного материала.

Ответ лектора: А это и не нужно. Образование должно создать профессиональное пространство в котором вы способны работать. Когда будет необходимость разобраться, вы залезете в справочник и все вспомните. А если бы вы вообще ничего не учили, то впали бы в ступор при виде сложной задачи.

Цитаты и комментарии

  • «Я никогда не слышал от людей в Канаде, США, Израиле критических замечаний о своем образовании»
  • «Это каждый из нас должен понимать, кем он является»
  • «It all depends on how you take it»
  • «Если бы я уезжал заново, я бы во время учебы на Физтехе параллельно изучал курсы MIT, чтобы знать, чему соответствуют мои знания. Еще как вариант, я бы переводил свои записи лекций или семинарские задания в МФТИ на английский»
  • «Подготовка в МФТИ учит студентов ставить задачи. На это в реальной жизни способны далеко не все специалисты.»

Комментарии о сайте МФТИ

  • Администрация института уделяет недостаточно внимания представлению ценности своих выпускников, в том числе и на сайте МФТИ mipt.ru.
  • У выпускников должен быть повод гордится своим институтом, а веб-сайт составлен далеко не лучшим образом. Там написано, что бакалавр МФТИ – это практически тоже, что бакалавр MIT. А это на самом деле не так! Бакалавр МФТИ гораздо круче и может быть приравнен как минимум к 3 дипломам магистров MIT (США, магистры-мастера)
  • С точки зрения западного посетителя сайта, mipt.ru приравнивает выпускников МФТИ к выпускника MIT, а следовательно не раскрывает около 80% приобретенных в МФТИ квалификаций и навыков.

Показательные биографии и советы для тех, кто хочет уехать заграницу

  • Автор привел несколько показательных примеров, как люди из России с отличным высшим образованием (иногда двумя) тратили 7-12 лет на то, чтобы «доучиться» до более низкого уровня западных PhD.
  • Андрей очень сожалеет, что сам не знал того, о чем рассказывает нам, во время первой эмиграции.
  • Из России (даже не из СССР) уехало больше 4,5 миллиона человек. Из них примерно 1 миллион в Германии, 1 миллион в Израиле, и 1,5 миллиона в Америке (по другой оценке около 11 миллионов наших бывших соотечественников живут за границей).
  • Из тех, кто уехал (в последние 18 лет – прим. лектора) 40% имели высшее образование, и около 20% нашли (нашли в первые 2 года, потом-то нашли практически все – прим. лектора) работу за рубежом в области науки, образования или хайтек.
  • Между СССР и США велась психологическая война. Это было открыто заявлено США после периода мощного технологического превосходства Союза в 1957-1962 года. Вероятно, говорит Андрей, то что мы склонны себя принижать, это эффект этой войны. Упаднические настроения стали заметны в 1980 и продолжаются до сих пор.
  • Из-за этого получается эффект ПопандОпуло (персонаж из свадьбы в Малиновке): на то, что у нас мы смотрим в перевернутый бинокль, который уменьшает, а на то что за рубежом в прямой бинокль, который увеличивает
  • Знакомый, эмигрант из Англии в США: «В Англии потолок моих возможностей был заранее поставлен моим происхождением. В США судят только по моим способностям и достижениям»

Совет: Перед тем, как уезжать в какую-либо страну, обязательно съездите туда в качестве туриста или на стажировку.

Рекомендуемая литература

Автор благодарит Физтех-Союз за организацию этой лекции и просит технической помощи у студентов, так как готовит к публикации книгу о различии российских и американских стандартов высшего образования (см. рекомендуемую литературу).

  • Статья 2004 года «Бакалавры из MIT (США) и первокурсники из России!», выпускника Физтеха Дмитрия Ульянова (возможно, это псевдоним)
  • Книга  Айрата Димиев (A. Dimiev) «Классная Америка»

    Автор является кандидатом химических наук, по незнанию ситуации работал 8 лет учителем в школе США, потом постдоком в универе, сейчас работает в хайтеке США, имеет на своем счету серьезные научные пионерские публикации сделанные в США. Работал как в самых худших, так и в самых лучших школах Хьюстона (4-й по величине в США). Работал в самых продвинутых классах (классы международного бакалавриата). Очень критичен в отношении уровня образования в школах США, гораздо больше чем я сам в своей книге – прим. лектора

  • Книга об эффективности методов устройства на работу “What color is your parashute?”
  • Книга С. Тимошенко “Инженерное образование в России”, 1996 год (перевод издания 1958 года).

Лекция была прочитана по материалам книг Андрея, публикация которых готовится в ближайшее время:

  • «Russian Engineering Schools on the American scale. (System Introduction &Key Representatives)»
  • «Сколько стоит российский инженер или Кем работать за границей?»

Планируются дополнительные лекции и беседы- объяснения на эту тему:

  1. Неправдоподобно или просто неизвестно? Что вы реально знаете про “западные” университеты, их систему образования.
  2. Лечим “комплексы” физтехов- как и где применять свое образования из МФТИ. Где ваше “законное” место на рынке- на западе и в РФ.

Вводным материалом к ним является следующая видеозапись «Российский образовательный стандарт по шкале западных университетов»

Егор Ефименко

Поделиться