Интервью с основателем Changellenge >> Андреем Алясовым

Changellenge >> Cup Russia 2019

Changellenge >> уже 12 лет устраивает одни из крупнейших кейс-чемпионатов в мире, ежегодно помогая сотням студентам получить работу мечты. Совместно с «Потоком» Changellenge >> подготовили интервью с основателем организации Андреем Алясовым, в котором он рассказывает о возникновении идеи проведения чемпионатов, отличиях нашего образования от западного и еще много о чем интересном!

Расскажите немного о себе.

С 2005 по 2010 я учился в МГИМО, работать начал задолго до выпуска. Сначала Microsoft, затем A.T. Kearney, наконец, сделки по слияниям и поглощениям в разных инвестиционных бутиках. Changellenge >> запустил в 2007 году как абсолютно некоммерческий проект, а в 2012 полностью в него перешел. В последнее время сконцентрировался на сфере образования: съездил на курсы для топ-менеджеров в Harvard Business School, London Business School и Wharton School. Помимо работы увлекаюсь горными лыжами и люблю хорошую еду.

Андрей Алясов на Сhangellenge » Cup Russia 2019

Как Вам пришла идея проводить кейс-чемпионаты?

Мне было скучно в университете, и я с первого курса участвовал в студенческих активностях. Например, организовывал встречи с известными людьми. В какой-то момент я задумался, как сделать их полезными для студентов. Было ясно, что идея должна быть связана с образованием: я поступил в один из лучших вузов страны, а практики в нем не хватало. Тогда я начал изучать, как это делают в мире: например, в Гарвардской бизнес-школе 98 % образования построено на кейсах. Я дал кейсы преподавателям, но им было сложно использовать этот метод. Кейсовая система — это всегда дискуссия, баттл мнений. Тогда я взял за основу систему спортивных олимпиад: событие проходит раз в четыре года, но всё межсезонье спортсмены готовятся, а главная мотивация — стать лучшими. Так появилась идея провести кейс-чемпионат.

Что такое кейс-чемпионаты и зачем студентам в них участвовать?

Кейс-чемпионат — это соревнование, в котором ребята решают реальные бизнес-задачи. Первый прошел в 2007 году, в нем участвовало 600 человек. Сейчас у нас есть целая Лига кейсов Changellenge >>, в которую входят одиннадцать чемпионатов. Во-первых, федеральные: Cup Russia, Cup Moscow, Cup Kazakhstan. Во-вторых, региональные: Cup SPb, Cup Volga, Cup Siberia, Cup Ural. В-третьих, отраслевые: Cup Technical, Cup IT, Modern Trade Code, Supply Chain Cup. Я вижу шесть основных причин для участия:

  1. Каждый кейс — это полноценный бизнес-проект. Например, разработать систему доставки из интернет-магазина или создать новое приложение для телекоммуникационной компании.
  2. Кейсы Changellenge >> написаны по проверенному в Гарварде формату. Они длинные и подробные, поэтому во время решения можно хорошо разобраться в теме.
  3. Участники прокачивают навыки командной работы, структурного мышления и презентации. После чемпионата можно смело добавлять их в резюме.
  4. О чемпионатах знают 90 % лучших работодателей, 60 % из них — наши партнеры и входят в рейтинг Changellenge >> Best Company Award.
  5. Многие компании предлагают сокращенный процесс отбора для финалистов и чемпионов. А еще у вас есть возможность получить предложение о работе прямо на месте.
  6. Наши партнеры отмечают, что участники кейс-чемпионатов в среднем на 50 % лучше подготовлены к работе, чем обычные студенты.

Распространены ли такие соревнования в других странах?

Мы проводили международные исследования и узнали, что система кейс-чемпионатов в России развита в два–три раза сильнее, чем в других странах. Например, в одном крупном чемпионате Changellenge >> участвует от двух до пяти тысяч человек. Такого количества нет практически ни в одной стране мира, кроме Китая и Индии. В США, для сравнения, большой кейс-чемпионат — это 500–1000 участников. Такая разница есть по двум причинам. Во-первых, на западе история бизнес-образования намного длиннее, и студенты решают кейсы прямо на занятиях. Во-вторых, в России очень развит соревновательный дух. Это идет со времен Советского Союза, когда через школьную систему олимпиад люди могли получить новые знания и проявить себя.

Чем занимается Changellenge  >> помимо кейс-чемпионатов?

Ответ на этот вопрос есть в нашей миссии: «Работая на стыке активных людей, компаний и учебных заведений, мы создаем социальные лестницы для роста в мире бизнеса и добиваемся меритократии». Ее суть в том, что в Changellenge >> есть целая экосистема, которая помогает молодым людям строить карьеру:

  • В первом полугодии вы знакомитесь с «Курсом первокурсника», подписываетесь на нашу рассылку Changellenge >> Digest и социальные сети.
  • Во втором полугодии участвуете в кейс-чемпионате или хакатоне. Крутого результата сразу не будет, но вы получите опыт и поймете, как работает бизнес.
  • После первого курса вы идете на Летнюю школу Changellenge >>, где прокачиваете навык решения бизнес-задач, знакомитесь с единомышленниками и вступаете в Alumni Club Changellenge >>.
  • На втором курсе участвуете в кейс-чемпионатах и ставите цель обязательно дойти до финала.
  • Между вторым и третьим курсом проходите стажировку, о которой узнаете на чемпионате или на сайте www.changellenge.com.
  • На третьем курсе снова участвуете в чемпионатах и хакатонах, но в этот раз цель — победить. Параллельно участвуете в днях карьеры, которые есть в разделе «Мероприятия» на нашем сайте.
  • Во время чемпионатов вы понимаете, что хотите прокачать определенные навыки и отрабатываете их на онлайн-курсах от Changellenge >> Toolkit.
  • На четвертом курсе вы учитесь, параллельно стажируясь в компании. Еще смотрите Youtube — наш канал Faces & Cases, который вдохновляет разными историями успеха.
  • После диплома находите постоянную работу. На ней чувствуете, что вам не хватает понимания принципов менеджмента и управления, и идете на курс Changellenge >> Польза.

Хакатон «Ночной питон»

Конечно, это идеальный сценарий. Тем не менее, он круто работает. Например, Дан Лифшиц на первом курсе получил на чемпионате High Quality Award, на втором — прошел в финал, а на третьем победил в Changellenge >> Cup Russia 2013 и попал в Strategy Partners Group. На четвертом курсе Дан перешел в McKinsey на постоянную позицию, через 2 года стал одним из самых молодых консультантов в Европе, а потом занял руководящую позицию в компании-единороге Gett с капитализацией больше 1 млрд долларов.

В какой момент студенту стоит идти на первую стажировку? Как ее выбирать?

Чем раньше вы начнете карьеру, тем лучше. Считается, что оптимальное время — третий курс, но по-моему, можно и раньше. Другое дело, что это не полный день в офисе. Кейс-чемпионаты и хакатоны тоже учат работать в команде, выступать на публике и прокачивают problem solving — навык № 1 для бизнеса в 2020 году по версии World Economic Forum. К старшим курсам можно успеть завоевать пару кубков и получить оффер. Для многих работодателей участие в кейс-чемпионатах — важная характеристика кандидата.

При выборе стажировки можно смотреть на рейтинги работодателей. Например, Changellenge >> ежегодно составляет Best Company Award. У тех, кто попадает в топ, обычно выстроена работа с новичками. У вас будет личный ментор, обратная связь и интересные задачи. Кроме того, зарекомендовавшие себя стажеры часто получают оффер на постоянную позицию. А если захотите перейти — у вас уже будет опыт в крутой компании, с которым проще пройти собеседование.

Насколько важны вузовские оценки и знания для успешной карьеры?

Мой ответ — 50% на 50%. Вузовские знания дают основу для развития, если программа достаточно глубокая. В этом плане у студентов МФТИ все в порядке: у вас действительно фундаментальные и системные знания. При этом не стоит переживать из-за оценок — для работодателя это только один из десятка параметров. За исключением некоторых сфер, например, консалтинга. Там оценки чуть более важны.

Поэтому для студента я вижу два сценария. Если вам легко учиться и получать пятерки, делайте это. У меня два красных диплома МГИМО (не МФТИ, конечно, но тоже ничего). При этом я параллельно работал и участвовал во внеучебных активностях. Но если учиться вам сложно, получите нужный минимум — лучше не меньше четырех баллов из пяти. Иначе у работодателя возникнет вопрос, не относитесь ли вы к задачам поверхностно. Зато освободившееся время можно потратить на получение опыта.

Какие навыки, которые не дают в вузе, важны для работы? Как их можно развивать?

Первое направление — это решение бизнес-задач или problem solving. Отчасти его развивают в вузах, особенно в МФТИ. Но между физико-математическими задачами и прикладными все равно есть большая разница. Второе направление — это soft skills или коммуникация. В компании вы вынуждены много взаимодействовать с другими людьми. Есть много примеров, когда ребятам-технарям из-за этого сложно адаптироваться и выполнять задачи. Поэтому я советовал бы работать в этих двух направлениях.

Успешного карьерного развития всем, кто дочитал статью до конца. И до встречи на наших мероприятиях — буду рад познакомиться лично!


Сейчас вы можете зарегистрироваться на Changellenge » Cup Moscow 2019 

Источник фотографий.

Поделиться