Программа «Биоинформатика» ФБМФ

В прошлом 2018-19 учебном году на факультете биологической и медицинской физики МФТИ провели эксперимент: была сформирована новая группа по профилю “Биоинформатика”. Ни для кого не секрет, что это направление является одним из самых перспективных среди биомедицинских наук.

В чем заключалась задумка программы?

Изначально предполагалось, что на младших курсах студенты получат классическое фундаментальное образование (лишь с некоторыми отличиями в распределении предметов), а на старших курсах с помощью системы курсов по выбору обучающимся помогут с первыми шагами в профессии.

Организаторы программы хотели сделать акцент на последовательность и системность обучения и развитие межпредметных связей, а также постараться найти индивидуальный подход к каждому студенту.

Вся информация, приведенная ниже, взята со слов ребят, учившихся в экспериментальной группе. Комментарии Алеся Бинкевича.

Важное отличие от привычного подхода

Немаловажным будет рассказать, чем отличался способ получения знаний в рамках этой программы от традиционного: большая часть семинаров была заменена на т.н. воркшопы – занятия, на которых учащимся предлагалось решить некоторое число задач на оценку.

При этом ребята всегда могли попросить помощи у тьюторов (наставников), присутствовавших на воркшопах. Тьюторами были студенты старших курсов, поэтому наладить контакт с ними было довольно просто. Лекторы также принимали участие в воркшопах.

– Самый большой плюс воркшопов – возможность спросить совета у тьютора. Он всегда сможет направить тебя, показать, что тебе еще нужно бы почитать, чтобы довести задачу до конца и все в таком духе.

Как преподавалась информатика?

Безусловно, главным отличием экспериментальной группы от остальных групп на первом курсе ФБМФ было наличие информатики в расписании.

Занятия по ней проводились в формате семинаров длиной в две пары, в начале которых ребятам рассказывали теорию, а в остальную часть времени давали решать практические задачи. Важным фактом является то, что темы занятий были весьма разнообразными: от освоения основ языка программирования Python до написания собственных небольших проектов, например, бота в Телеграме или несложной компьютерной игры.

– Формат информатики изначально подразумевал полное погружение в “языковую среду”, то есть использование способа обучения сразу на достаточно глубоком уровне с ограничением на то, что нам нужно будет многое пройти самим.

Также ребятам часто предлагались задачи для решения в команде, что является крайне полезным для развития умения работы в небольшом коллективе и понимания самого процесса разработки в целом.

– В конце семестра нужно было сдать проект по информатике, в первом семестре это была игра по типу Worms.

Задание по графике

Занятия по математическому анализу и линейной алгебре

Лекции по таким дисциплинам, как матанализ и линейная алгебра, походили на смесь лекций и семинаров с приведением примеров применения лекционного материала для более быстрого и детального понимания тем. Этим занятия были похожи на дополнительные семинары С.А. Жесткова для первого курса.

После лекций по этим предметам проводились воркшопы, в начале которых ребята писали тест с вопросами по теории, после чего студентам давали задачи, которые им было нужно решить в течение занятия. Вопросы были разделены на две категории: обычной сложности, которые должны были решить все ребята, и задачи продвинутого уровня на дополнительный балл.

– К воркшопу по матану нужно было прочитать теорию. Звучит нетрудно, да? Но в нашем случае это было сродни подготовке к экзамену, то есть ты должен был знать всю теорию как свои пять пальцев.

Интересный факт: преподавателями были известные многим физтехам ведущие передач на Youtube-канале «Дерзай знать!».

Ребята на воркшопе по матану

Как были устроены занятия по физике?

Лекций по физике не было, их роль выполняли семинары, на которых преподаватель рассказывал теорию по теме и показывал примеры решения задач. После семинара ребятам дома требовалось решить некоторое количество задач в качестве задания.

В начале воркшопа по физике студенты писали небольшой тест по теории, затем каждому из них требовалось решить данную ему задачу по теме, а после этого ребята обсуждали с тьютором решения домашних задач. Важно понимать, что если кто-то не успевал все решить или сдать, то всегда можно было дополнительно досдать задачи во внеучебное время, что, безусловно, было большим плюсом.

– Большой плюс воркшопов по физике был в том, что во время сдачи задания проверялись абсолютно все твои знания. То есть не прокатывало просто знание решения задачи; ты должен был понимать, как работает каждый закон, который ты применял.

Лабораторные работы по физике

Стоит отметить, что “лабы” по физике у ребят проходили в довольно непривычном для Физтеха формате.

Во-первых, студенты должны были оформлять свои работы в электронном виде (LaTeX, Word и т.п.), подробно описывая как теоретическое обоснование, так и практическую часть. Во-вторых, ребятам было нужно отправить свои работы до определенного времени (до самой сдачи) во избежании потери баллов за работу. И, наконец, хочется отметить, что преподаватели практикума очень оперативно отвечали на посылки и оставляли каждому студенту подробные комментарии по оформлению работы непосредственно в самом файле.

– Перед первой лабой мы встретились с преподавателями, и они объяснили нам, как работают погрешности, как что оформлять, писать выводы и т.п. То есть нам сразу рассказали правила игры и показали, что как делать, поэтому все было намного понятнее.

А что насчет факультетских предметов БМ?

В этой части программы не было никаких значительных отличий от остальной части факультета за одним только исключением: лекции по биологии вел В.В. Марьинский, а не В.А. Скобеева, как у большей части потока.

По словам ребят, лекции Вадима Валерьевича были насыщены интересными фактами, а занятия больше походили на семинарские: в любой момент повествования слушатели могли задать вопрос (даже и несколько отвлеченный) и получить на него подробный ответ.

В остальном занятия по химии и биологии проводились так же, как и для остальной части потока.

– Изначально у нас должен был быть отдельный план по химии, с немного урезанным числом часов в неделю. Это было связано с тем, что у нас появлялись дополнительные часы информатики, а переходить за указанный Министерством Образования порог по числу часов в неделю было нельзя. Но в итоге вышло так, что у нас химия была как у общего потока.

Краткое подведение итогов

Из всего вышесказанного видно, что учеба по программе «Биоинформатика» сильно отличалась от привычного формата обучения на Физтехе. Было ли это хорошо или плохо? Как и у любого другого нововведения, у этого были как плюсы, так и минусы, а что перевешивало – редакция Потока судить не берется.

В скором времени на нашей странице выйдет статья с мнением ребят, учившихся в прошлом году по этой программе. Благодаря этому дополнению мы сможем сделать обзор максимально полным и подробным. Следите за обновлениями!

Поделиться