16 мая стартовала первая международная конференция посвященная психическому здоровью и самочувствию начинающих исследователей (1st International Conference on the Mental Health & Wellbeing of Postgraduate Researchers). Мероприятие проходит в Брайтоне (Великобритания).
Программа двухдневной конференции включает обсуждения, презентации и воркшопы, посвящённые проблемам, с которыми сталкиваются молодые исследователи в период аспирантуры (российский аналог postgraduate studies), и поиску их решения. Мероприятие проходит при поддержке организации Исследования и инновации Великобритании (United Kingdom Research and Innovations), созданной в апреле 2018 года, и Nature Research.
Согласно статье, опубликованной 15 мая в журнале Nature, конференция призвана озвучить назревшую проблему, — подавляющее число аспирантов подвержены избыточному стрессу, что приводит к ухудшению их психического состояния. За последние годы были проведены исследования, подтверждающие этот факт, например, группа учёных в Бельгии изучила психическое состояние молодых исследователей, студентов и высоко образованных людей. Выяснилось, что треть аспирантов (PhD students) имеют высокие риски развития широко встречающихся психических расстройств, в особенности депрессии, — гораздо больше, чем в контрольных группах. Другое исследование учёных из Аризонского университета, показало, что почти три четверти аспирантов находятся в состоянии стресса, превышающего норму.
Несмотря на то, что исследования в этой области стихийны и не охватывают всего мирового сообщества молодых исследователей, выявилась общая проблема. Так, в академической среде поощряется сверхурочная работа, отсутствие выходных дней. При этом аспиранты не чувствуют себя свободными обсуждать с научным руководителем проблемы, связанные с самочувствием, стрессом, так как это может влиять на их карьеру, в отрицательном смысле.
Решений сейчас называют несколько. Во-первых, повышение квалификации научных руководителей, — чтобы они могли заметить, если у аспиранта появляются сложности от чрезмерного усердия, и помочь. Другой вариант — предложить систему, в которой у студента есть два руководителя, в таком случае все личные проблемы можно решить без риска для имиджа. И третье — на уровне университетов — сделать доступными и эффективными службы, оказывающие психологическую помощь студентам.
Вероятно, по результатам конференции будут приниматься новые стандарты работы в академической среде. Остается не ясным, насколько их удастся распространить: будут ли они такими же «островными», как и очаги, где проблему заметили и пытаются решить. Естественно, интересно и то, уделяется ли внимание этому вопросу в России и считается ли он наболевшим, проблемным. Если у наших читателей есть мнение по этому поводу, мы были бы рады его услышать.