«Важно, чтобы учась в университете, студент себя как можно лучше узнавал»

Интервью с Дмитрием Быкадоровым

15 апреля корреспондент «Потока» Мария Гефен побеседовала с исполнительным директором Фонда целевого капитала МФТИ Дмитрием Быкадоровым, который рассказал о проекте Физтех-Союза и банка Тинькофф, событиях, состоявшихся благодаря ФЦК, и поделился наблюдениями за современной студенческой средой Физтеха.



Дмитрий Быкадоров — выпускник ФМХФ МФТИ 1990 года. Занимался бизнесом. В 2001 году получил MBA в Tuck School of Business at Dartmouth. Был затем членом совета директоров нескольких компаний. В 2015 получил диплом от Institute of Directors. В марте 2017 года был назначен исполнительным директором ФЦК МФТИ.  С 7 мая 2019 года — советник при ректорате МФТИ.

Источник: fondpotanin.ru


О карте Физтех-Союза с Тинькофф Банком

Расскажите о вашем участии в проекте карты Физтех-Союза совместно с Тинькофф Банком.

— Участие фонда юридически здесь присутствует, мы соответствующие договора согласовывали и подписывали. По сути же оно сводится к двум ролям, мы по большей части являемся бенефициарами от кэшбэка и способствуем популяризации идеи среди выпускников. Это история нас радует прежде всего тем, что она про сообщество выпускников вокруг Физтех-Союза, про инструмент формирования этого сообщества.

Как вы думаете, сколько реально карт удастся выпустить? 

Мне кажется, что тысяча-полторы тысячи — это реалистичная цифра, а три тысячи — это «потолок». Физтеховское сообщество очень сильно дифференцировано по активности, причём это очень сильно зависит от года выпуска. Страна и ситуация в ней менялась, Физтех переживал разные времена, и с этим связано то, насколько студенты были счастливы, когда они здесь учились. В девяностые, например, здесь было не очень комфортно, представители этих поколений между собой не очень плотно связаны, и у них в среднем не особо высокий уровень лояльности по отношению к институту. 

Наше поколение, условно говоря, «50+», — это люди, которые начинают задумываться о том, что после себя оставить, — наверное, наиболее активные участники. А молодые выпускники, до 30-ти, занимаются своей карьерой, и им просто некогда задумываться на эти темы. Это такая динамичная история, они вырастут, конечно, о чем-то задумаются, а наше поколение уже совсем старое станет. 

Источник: www.facebook.com/phystech/

Но почему я говорю три тысячи: если число выпускников 35 тысяч, может, сейчас 40, тогда 10 процентов, чуть меньше, активных людей. Если такие цифры будут, — это будет очень успешно, я считаю. Даже по группе на Фейсбуке можно судить, что там условно 4 тысячи участников. При этом хотелось бы, чтобы я ошибался в меньшую сторону.

Связь студенческого сообщества с выпускниками 

Как вы относитесь к привлечению студентов в Физтех-Союз?

— Мой опыт показывает, что не только для выпускников, но и для многих студентов важно быть причастным к тому, что делает «Физтех-Союз» и Фонд целевого капитала МФТИ. Не то, что все должны поголовно участвовать, такого никогда не будет. Но мне кажется, что это очень необременительная история. Ты имеешь возможность быть причастным, не прилагая особых усилий, и это скорее внутренний выбор. Действий-то не очень много надо совершить. 

Исполнительный директор Физтех-Союза Алексей Штерн. Источник: www.facebook.com/phystech/

Для меня остаётся не решённый вопрос: что нужно сделать, чтобы связь студента с вузом не прерывалась в момент выпуска. Человек выпускается, потом мы за ним бегаем, ищем, пытаемся его вовлечь. Понятно, что если это был неактивный студент, то эта деятельность необходима, но если это уже был активный студент, тогда нужно создавать условия, чтобы взаимодействие продолжалось. Да, оно не может быть таким же активным. Карточка — это минимальное участие, символическое. Но это тоже в жизни важно — символы. Расплачиваясь карточкой в ресторане среди друзей, ты демонстрируешь причастность к альма-матер.

Карта устроена так, что 1 процент кешбэка, который идёт в пользу целевого капитала фонда, — это не единственное её свойство, эта карта даёт скидки в партнёрских компаниях, и владелец карты что-то тоже получает. В дальнейшем есть идея привязать карту к различным сервисам для студентов и выпускников. 

Вы также говорили, что студент, который был активным, лучше представляет какие направления и как поддерживать, уже будучи выпускником.

Да, лучше представляет, так как в этом разбирается, и у него к этому и душа лежит, он же не зря этим занимался. У нас в заявках очень много спортивных проектов, в которых участвуют выпускники, где-то студенты и выпускники, и я столкнулся с тем, что уже есть готовые сообщества, группы выпускников, которые этим занимаются. С ними проще взаимодействовать, потому что они уже есть, и важно их правильно вовлекать через взаимный интерес. 

Владимир Сорокин — русский писатель, сценарист, драматург и художник.

Очень интересно: я с удивлением обнаруживаю среди студентов людей, которые слушают ту же музыку, которую я слушал в молодости. Недавно мы сделали опрос о том, какие книги читают студенты. Опрашивали меньше суток, 101 человек ответил, студенты называли в среднем больше чем по одной книге. Вопрос был такой: что вы прочитали в ближайшее время либо что читаете. Очень сильное разнообразие всего, хотим как-то классифицировать: классическая и современная зарубежная литература, русская литература, нонфикшн выделить. Там очень мало книг, которые повторяются. Две книги повторяются четыре раза: Лев Толстой — Анна Каренина, вторую я забыл. Три человека читают Стендаля, «Красное и чёрное», что тоже удивительно. Если говорить про авторов: традиционно на Физтехе популярны Стругацкие. И Пелевин. Сорокин, опять же, чуть меньше, но тоже есть. Так что мне было очень приятно этот результат увидеть, что люди читают, читают очень разные книги, а это значит, что думают о разном, могут этим делиться, и происходит взаимное обогащение опытом. 

Я видел студентов, которые хотели какие-то активности делать, связанные с книгами, что-то обсуждать, организовывать поэтические вечера. Не знаю, существует это или нет, пока не вижу. Но хотелось бы, чтобы тоже было. 

Проект CulturALL Reboot

— За время существования проекта CulturALL Reboot на Физтехе побывало много разных спикеров. Каким образом приходит мысль кого-то пригласить и как это происходит? Например, как это происходило в случае Павла Пепперштейна?

— Очень просто. У нас есть выпускник Дмитрий Аксенов, который глубоко погружён в тему современного искусства, к примеру, он является владельцем ярмарки современного искусства в Вене. Эта выставка ежегодно проходит в сентябре. Фонд Aksenov Family Foundation устраивал мероприятие в рамках открытия выставки Павла Пепперштейна в музее современного искусства Гараж, куда я имел счастье быть приглашённым. Там я увидел Павла Пепперштейна, я знал, кто это такой до этого момента, даже одну его выставку видел в Мультимедиа-арт музее. И поскольку он оказался, что называется, в непосредственной близости, я ему задал вопрос: «Готовы ли вы провести встречу со студентами Физтеха?» Он ответил, что готов, а дальше дорога была уже накатанная: была лекция про Пепперштейна, была экскурсия на выставку, куда 34 человека из 35 записавшихся поехали, — это уникальный случай, чтобы столько записалось и практически все поехали. А потом сам Пепперштейн был, он, конечно, очень интересный человек, было увлекательно его слушать.

Павел Пепперштейн на Физтехе, источник: CulturALL Reboot

Про его книги был разговор, про персонажей, которые в этих книгах есть. Мы с ним практически ровесники, мне многие мотивы его близки, и мы в каком-то возрасте играли в одни и те же игры, уже будучи студентами. Но если мы делали различение: здесь игра, а здесь жизнь, а он, как мне кажется, так жил и живёт до сих пор. 

На Физтех приезжал и театр черноеНЕБОбелое — это также организовал CulturALL Reboot. А как вы решились его пригласить? 

— У нас часть мастеров приглашаем не мы, мы поддерживаем хорошие инициативы. В данном случае это был выпускник, сотрудник МФТИ. Я тоже с Дмитрием Арюпиным знаком, видел, наверное, все спектакли, которые можно сейчас посмотреть, и я горячо эту идею поддержал. Он сейчас проводит серию тренингов со студентами. Хочу с ним встретиться и переговорить: может быть, получится осенью что-нибудь поставить с ребятами здесь, это было бы интересно. 

А до этого ещё была примечательная история: с нашими ребятами занимался такой известный андеграундный режиссёр как KLIM. И ему здесь было хорошо, насколько я знаю по обратной реакции, и мне было от этого радостно. Не очень много людей ходит на его спектакли, а мы давали нашим ребятам возможность их увидеть, удивительно, но многим понравилось. И я понимаю, что где ему ещё найти своих сторонников, как не у нас на Физтехе. Мы стремимся чтобы на наших занятиях студенты имели возможность соприкоснуться с чем-то настоящим от чего веет вечностью.

KLIM. Фотография Миши Золотарёва

Философские хэппенинги на Физтехе

14 апреля состоялся философский хэппенинг по теме феменизма и конкурса красоты. Расскажите, какое у вас впечатление? 

— Он вчера прошёл и, я считаю, удачно, и я очень благодарен экспертам, которые приехали на него. Я теперь предлагаю делать почаще хэппенинги на те темы, которые студентов реально волнуют, потому что участников было достаточно много. И в этой истории, как я это вижу, есть некая консолидирующая позиция, несмотря на разные мнения. Я так попытаюсь это сформулировать, конкурс красоты в том виде, в каком он был, не нравится фактически никому. И все признают, что его нужно изменить к лучшему. Но он и меняется. 

Философский хэппенинг 14 апреля. Источник: vk.com/practicalphilosophy

Для меня вопрос возник два года назад, когда ко мне обратились с предложением посидеть в жюри, а конкурсы красоты в их стандартном виде противоречат моим ценностям. Но никогда не возникал вопрос: разрешать, не разрешать конкурс. Я против того, чтобы его запрещать, и никогда так не высказывался. Я против того, чтобы на это выделялись бюджетные деньги. Своими силами при поддержке спонсоров – пожалуйста.

Мне понравилось, что эксперты привнесли некоторое новые измерения в дискуссию. Была девушка из Вышки, у них своя история с этим конкурсом. Он прекратил у них своё существование, теперь это конкурс талантов. А Данила [Гуляев] — нарративный практик, и когда он начал рассказывать свой подход, я сначала испугался, думал, что это может быть скучно. Но потом я заметил, что ребята с интересом слушали его, и вопросы потом задавали: было видно желание разобраться. Он сторонник социального конструктивизма и объясняет: то, что мы считаем очевидным и естественным таковым не является, оно сформировалось из социального процесса как конструкт, и он может быть переделан исходя из того, полезен ли он человеку, обществу. Он хорошо всё рассказывал, и это немножко другой способ взглянуть на ситуацию, и мне кажется, что он нашим студентам может быть полезен.

И к чему склонялось мнение студентов? 

Большинство было за конкурс, но, опять же, с той оговоркой, что не в том виде, в котором он был. Не было процесса, в котором необходимо было сформулировать консенсусное мнение, с которым бы согласилось большинство. 

Участницы конкурса Мисс Физтех 2019. Источник: vk.com/miss.phystech

А какой был состав аудитории: мужчины-женщины?

—Как мне кажется, состав участников был более в пользу мальчиков, непропорционально количеству мальчиков среди всех студентов Физтеха. Хотелось бы девочек побольше в таких дискуссиях. Там были те, кто за, кто против и кто не определился. 

Там много говорилось про свободу. И было бы неплохо эту тему отдельно поднять. Потому что свобода — это всегда баланс между правами и обязанностями. Мы часто видим манифестацию, требования свободы, но за этими требованиями зачастую не видно, какие обязательства люди готовы на себя взять. Одно без другого не то чтобы не бывает, но это плохая ситуация. Хорошая ситуация — когда существует баланс. Пообсуждать, что это за баланс, где он должен находиться, может, на каких-то конкретных примерах. На хэппенинге звучали интересные мнения, что «целью института является развлечение студента» или «делать студента счастливым», это для меня звучало, как минимум, неоднозначно. Интересно поизучать: откуда возникли такие представления.

О студенческом театре и фильме Хржановского ДАУ 

Как вы думаете, почему на Физтехе очень легко воспринимают все андерграундное, неконформное?

Высокий интеллект, сопровождающийся вариативностью во вкусах. Как социологи отмечают, что является двумя основными факторами развития сообщества: с одной стороны, это горизонтальные связи, а с другой – диверсификация. Диверсификация у нас по многим параметрам высокая. Девушек больше стало, иностранцы есть, в смысле интересов она всегда была широкая. Мне кажется, у нас не очень хорошо с горизонтальными связями, хотя сейчас благодаря социальным сетям это стало намного проще, но все равно есть куда развиваться. 

А что вы думаете о студенческом театре на Физтехе?

Про студенческий театр — вот, кстати, мне спектакль очень понравился, «Дрессировка домашних животных», а поскольку он был посвящён домашнему насилию, то я предложил: давайте проведём хэппенинг по этой теме, наверное, раз они делают такой спектакль, то им интересно это обсудить. Сложная тема. Какие-то абстрактные материи проще обсуждать. Тем более здесь людей больше волнует не столько тема физического насилия, сколько психологического. 

Спектакль «Дрессировка домашних животных». Источник: vk.com/30mach_sf

Театр — это здорово. В наше время были СТЭМы, театров как таковых не было, а сейчас два полноценных театра: Точка и СТЭМ ФОПФ. Я сейчас мало стал смотреть профессиональный театр, а раньше очень много смотрел. В театре очень много условностей, и то, что играют не профессионалы, а любители, можно принять как одну из условностей. И если ты её принял, то сразу уже становится и проще, и интереснее. Я считаю, что сила нашего студенческого театра не в исполнительском мастерстве, хотя есть ребята, которые хорошо играют, а именно в идеях. 

Вы затронули тему домашнего насилия — вспомнился проект ДАУ, в котором, судя по описаниям, она тоже затронута. Что вы знаете и думаете об этом проекте?

Знаю исключительно умозрительно, много про это читал. У меня многие знакомые ездили в Париж и смотрели. Некоторое впечатление о том, что это за явление, у меня есть. Колоссальные были потрачены деньги и усилия.

Теодор Курентзис в роли Дау. Источник: Phenomen IP 2019. Photographer: Olympia Orlova

И каково ваше впечатление от впечатлений по поводу этого проекта?

— Я могу, как ни странно, на этот вопрос ответить, и я сейчас объясню почему. Люди, которые про это писали, а я их давно знаю, писали про вещи, которые я тоже видел. И я всегда могу соотнести свои впечатления с их впечатлениями. Поэтому я подозреваю, что если бы я увидел этот фильм своими глазами, то у меня было бы чувство недоумения по большей части. Да, большой проект, но не думаю, что я стал бы особым фанатом. Скорее впечатление было бы достаточно отстранённое, прохладное.

Как я понимаю, проект всё-таки не про Ландау, там много чего другого. Они пытаются передать дух эпохи. В чём-то это, наверное, удалось.

Удивительно, что это показывают «где-то там». Может быть такой «нуар» ближе тому стандартному восприятию нас, которое есть на Западе, поэтому там и показывают. Жизнь-то сложнее была. Потому что были и есть люди со своими радостями и печалями. Сейчас я смотрю на своё детство, которое в чём-то не особо радостное было, но это моё детство, у меня другого не было.

Источник: Phenomen IP 2019. Photographer: Volker Glaeser

Как понять: чем заниматься? 

Вы как-то делились мнением, что вы видите назначение Физтеха как место, где человек ищет себя.

Эту мысль я позаимствовал, сразу скажу. Было проведено исследование в США о том, что такое современный университет, это оттуда. Было обещано, что будут результаты более подробные, но я их ещё не видел. И я поскольку сам в американском университете провёл два года, хоть и на магистерской программе, но видел, как у них устроена система. Мы требуем от наших школьников в 18 лет знать, чем они хотят профессионально заниматься, это немножко странно. А что он успел в этой жизни посмотреть, попробовать, узнать? У них [в США] даже совершеннолетие не в 18, а в 21 год. Нормально, когда человек действительно себя ищет достаточно долго. Есть и другая история с этим связанная, — мы в своё время всё-таки приходили более заряженные на то, чтобы заниматься наукой, а сейчас это не так, и профориентация должна присутствовать гораздо в большей степени. Фонд этому способствует. Сейчас у нас в заявке два проекта летних практик, во Владивосток и в Калининград, — а это один из лучших способов вовлечения студентов в науку. Важно, чтобы учась в университете, студент себя как можно лучше узнавал.

Что бы вы пожелали или посоветовали студентам? 

По жизни всегда надо стараться заниматься тем, что твоё. Когда я был школьником в старших классах и первый курс института, у меня была такая парадигма, что в жизни можно добиться всего, стоит только захотеть. Сейчас я понимаю, что это не очень полезная идея. 

Конечно, остаётся вопрос, что твоё, а что не твоё, каковы критерии. Да, ответить не просто, но если этим озадачиться, и пробовать себя в разных вещах, то это можно нащупать. Мы все в жизни подвержены давлению: родители, общество, все говорят: делай это, делай то. На самом деле, это насилие. И надо иметь мужество как-то этому сопротивляться. И иметь мужество не плыть по течению. Вот если пожелать — то именно идти к себе. 

Стив Джобс выступает перед выпускниками Стэндфордского университета в 2005 году

Если вы чувствуете, что вас прёт от науки, — то всё классно, вы попали в правильное место. Если вы чувствуете, что это не ваше, — имейте мужество это признать. Или поменяйте научное направление, например. Я по себе сужу, Физтех был не совсем моё, и я и не стал учёным. Но если бы это была антропоцентричная наука какая-то, я бы скорее всего им стал, потому что научный метод мне близок. Я всегда в своей деятельности формулирую гипотезы и их проверяю. Это во мне осталось. 

Почему вы не стали искать другие явные способы занятия наукой, той же антропологией? 

Там несколько есть моментов: во первых, когда наступили 90-е, многие побежали бизнесом заниматься. Сначала это вопрос выживания, потом уже втянулись, и это был вопрос уровня жизни. Это сложный момент, когда ты бизнесом занимаешься и достигаешь определённого уровня жизни, ты понимаешь, что заниматься антропологией, — это сильная потеря этого уровня, нужно спуститься. Наверное, это самый сложный переход, когда ты достигаешь определённого уровня жизни, и чтобы заниматься любимым делом, ты много должен лишиться. 

По поводу советов: я бы призывал мыслить стратегически. Всегда можно найти работу, которая тебе даст сразу какой-то уровень достатка, но потом тебе тяжело куда-то дальше двигаться и развиваться. Надо, опять же, иметь мужество и решимость пойти туда, где на сегодняшний день доходы меньше, но там есть пути развития. Просто не всегда об этом задумываются.  А ещё всегда проверяйте вашу гипотезу до конца, нет ничего хуже, чем бросать что-то на полпути, так никогда невозможно понять, какой путь ведёт к успеху, которого я желаю всем дочитавшим до этого места!


Вы прочитали интервью из серии материалов о Физтех-Союзе и ФЦК. Если вам понравилась эта статья, возможно вас заинтересует интервью с Алексеем Штерном, исполнительным директором Физтех-Союза.

Поделиться