«Наука не ставит цели, наука помогает их решать»

Образование и наука в России 

Интервью с Жоресом Алфёровым 

23 ноября корреспондент «Потока» Мария Гефен встретилась с выдающимся ученым, лауреатом Нобелевской премии по физике, академиком Жоресом Ивановичем Алфёровым. Интервью прошло в стенах Санкт-Петербургского Академического университета, основателем и ректором которого является Жорес Иванович. 


Ж. И. Алфёров

 

Жорес Иванович Алфёров — физик, лауреат Нобелевской премии по физике «За развитие полупроводниковых гетероструктур для высокоскоростной и оптоэлектроники» (2000), академик РАН. 

Жорес Алфёров родился 15 марта 1930 года в городе Витебске, в Белоруссии. В 1952 году окончил факультет электроники Ленинградского электротехнического института им. В. И. Ульянова (Ленина). Кандидат технических наук (1961), доктор физико-математических наук (1970), профессор (ЛЭТИ) — с 1972 года, член-корреспондент АН СССР (1972), академик АН СССР (1979).

 

Некоторые этапы трудовой деятельности

  • В 1987–2003 годы – директор Физико-технического института им. А. Ф. Иоффе.
  • с 1990 по 1991 год — вице-президент АН СССР, председатель Президиума Ленинградского научного центра
  • с 1991 по 2017 год — вице-президент РАН, председатель Президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН
  • с 2018 года – Президент СПб НЦ.

В 2009 году возглавляемый им с 2002 года Санкт-Петербургский физико-технологический научно-образовательный центр РАН получил новое название, став Санкт-Петербургским академическим университетом — научно-образовательным центром нанотехнологий РАН. Ж.И. Алферов стал ректором университета (c 2011 года – Санкт-Петербургский национальный исследовательский Академический университет РАН).

 

Научная деятельность

Жорес Алфёров работает в области физики полупроводников, полупроводниковой и квантовой электроники, технической физики. Принимал участие в создании первых отечественных транзисторов, фотодиодов, мощных германиевых выпрямителей. Открыл явление сверхинжекции в гетероструктурах и показал, что в полупроводниковых гетероструктурах можно принципиально по-новому управлять электронными и световыми потоками. Создал «идеальные» полупроводниковые гетероструктуры. Исследованиями Ж.И. Алфёрова фактически создано новое направление – гетеропереходы в полупроводниках.

Жорес Алфёров — один из крупнейших российских ученых в области физики и техники полупроводников, его работы получили широкую известность и мировое признание, вошли в учебники. Автор более 500 научных работ, в том числе 4 монографий, более 50 изобретений. Также он создал собственную научную школу: среди учеников более сорока кандидатов и десяти докторов наук, а также два член-корреспондента РАН.

 

Ж.И. Алфёров

 

Общественная деятельность

Учредитель и Президент  Фонда поддержки образования и науки для поддержки талантливой учащейся молодежи, содействия ее профессиональному росту, поощрения творческой активности в проведении научных исследований в приоритетных областях науки.

Депутат Государственной Думы Российской Федерации по партийным спискам КПРФ, не являясь членом партии (с 1995 года). Член Комитета Государственной Думы по науке и наукоёмким технологиям (2012–2016), сопредседатель Консультативного научного совета фонда «Сколково» (с 2010 года). Главный редактор журнала «Письма в Журнал технической физики».

 


Об Академическом университете

— В первую очередь я бы хотела спросить Вас о том, как создавался Академический университет. 

— Идея академического университета у меня родилась давно. В 1986-м году, — тогда я был директором Физтеха, — был создан Лицей «Физико-техническая школа», так как уже в то время я понимал, что нужно привлекать и развивать талантливых ребят как можно раньше. 

В 1987-м мы организовали Физико-технический факультет в Политехническом институте. В то время на Физико-механическом факультете, который основал еще Абрам Фёдорович Йоффе, появилось очень много студентов, которых и физика, и приложения физики, и связи с нами волновали меньше, — у преподавателей, а значит и у студентов  были свои идеи. 

Когда я стал директором Физтеха, стало ясно, что мы с «Физмехом» не сможем так «жить», как «жил» когда-то Абрам Фёдорович. К тому моменту уже было несколько базовых кафедр в Политехническом институте, а также большая базовая кафедра в ЛЭТИ, которая появилась еще в 70-е годы. Тогда возникла идея  создать на основе базовых кафедр в Политехе Физико-технический факультет. 

 

Корпуса Санкт-Петербургского политехнического института. Источник: 5top100.ru

 

Дальше было понятно, что нужно развивать особое академическое образование. Это должно быть образование, которое готовит научных работников и функционирует прежде всего в магистратуре и аспирантуре. Физико-технический факультет Политехнического института был задуман как бакалавриат, а уже на его основе создали магистратуру и аспирантуру Академического университета, созданного формально в 1999 году. 

Университет нужно было развивать, но в Политехническом институте стали проводить реформы: факультеты ликвидировали и создали институты. 

Мы потеряли факультет, потеряли бакалавриат, и нам его нужно было восстановить. Что-то мы выиграли: собственный бакалавриат интересней, квалифицированней, чем бакалавриат, который был в Политехе, но на него нужны деньги. 

 

Здание Академического университета. Источник: sbpau.ru

 

Конечно, я по сей день считаю, что наш Академический университет имеет право на развитие, потому что это другой стиль образования, который соответствует несколько иному уровню. Да, пусть остаются и Политех, и обычный Университет, но у нас главное — магистратура и аспирантура и подготовка к ней. А ещё, в нашем случае, у нас есть Лицей. 

И нам нужны ребята-лицеисты не только питерские. Когда строился наш Лицей и Университет, я запланировал небольшой корпус с квартирами для приглашаемых из-за рубежа и из других городов профессоров. Там всего восемь квартир. Сегодня пять квартир мы отдали нашим ребятам, и они теперь вместо профессоров там живут. Таким образом,  у нас есть две группы для десятого и одиннадцатого класса, по шесть ребят в каждой группе, из других городов. Потрясающие ребята. Дай бог, чтоб можно было это расширять.

— А откуда они приехали?

— В том числе из Белоруссии, из Казахстана. Но в основном из других городов России: из Ленинградской области, с Урала, из Липецка, Воронежа.

— Вообще, чувствуется большое сходство Академического университета с московским Физтехом. 

— Но все-таки Академический университет отличается. Например, тем, что очень большую роль играет лицей. Во-вторых, упор сделан на магистратуру и аспирантуру. В московском Физтехе бакалавриат, его масштаб, сохраняется. Московский Физтех тоже великое образование. Но, может быть, он стал слишком большим. В слишком большом всегда непросто. 

— То есть вы не считаете, что нужно расширять Академический университет?

— Он должен подрасти, но слишком большим не должен становиться. 

— Набор на первый курс, например, 1000 человек — это слишком много?

— Нет, ни коим образом, ни за что. 

 

Кунсткамера. С начала XVIII века здание считалось символом Российской академии наук. Источник: wikipedia.ru

 

— Когда я читала, как задумывалась Академия наук в 1725 году, я заметила, что то, что вы создаете в Академическом университете, очень похоже на ту Академию. 

— Понимаете, там интересная вещь. Когда Петр I создавал Академию наук, у него в голове сидела очень простая вещь: что-нибудь изменить очень сложно. Чтобы что-то развивать по-настоящему, нужно придумать новое. Поэтому он не стал развивать училища, которые были в России. Он придумал Академию наук: очень специфическую, со своей школой, гимназией, университетом и исследовательской частью. Я в каком-то смысле его повторял, но сейчас другая жизнь, другое время, другие условия, поэтому нужно было придумать другое. И я это постарался сделать. 

 

Образование в России 

— Как вы относитесь к спецшколам?

— Есть школы, которые создавались при Новосибирском университете, при МГУ…  Это неплохая вещь. Нужно, чтобы мы видели, что из них будет получаться дальше, и куда ребята пойдут дальше. Поэтому я отношусь к ним положительно, и вместе с тем я бы сказал, что в новой жизни они должны меняться. В том числе эти изменения происходят с нашим Лицеем, он совсем не такой, каким был при создании. 

— Насчет спецшкол есть такое мнение, что в них очень сильно ориентируют ребят на одну какую-то область, и при этом широкое культурное просвещение теряется. 

— Это очень зависит от того, кто их организует, кто там работает. 

— А есть какие-то примеры, где идея такого полноценного образования реализована?

— Пожалуйста, в моем Лицее. Ребята занимаются и историей, и целым рядом вещей по науке: это не только физика и технология. Сегодня нужно очень хорошо понимать, что из фундаментальных наук для нас огромную роль уже играет, а будет играть всё больше, физиология и медицина. И этому учить без обучения физике и химии нельзя, а значит нужно привлекать людей, которые сумеют это делать. 

— Что вы думаете по поводу того, что сейчас людей, получивших разностороннее образование — изучавших несколько языков, экспонированных высокой культуре в принципе — в процентном соотношении в науке ничтожно мало, также за счет того, что наука расширилась? 

— Я думаю, что высокая культура всегда нужна. По части языков: в общем, с моей узкой точки зрения, по крайней мере, в нашей стране, можно очень активно заниматься наукой и развитием образования, хорошо зная всего два языка: русский и английский. Но если удается знать еще больше — ради бога, но, в общем, для успешной работы в университетах, в лабораториях, достаточно хорошего знания своего родного, и, обязательно, широкого хорошего знания английского. Без английского жить сегодня нельзя. 

 

О Московском Физтехе 

— Есть программа «5топ100», которая финансирует университеты, чтобы помогать им развиваться и бороться за высокие позиции в международных рейтингах, в которую попал и московский Физтех. Оказывается, что по причине участия в этой программе, институт все более становится по устройству похожим на западные. Кроме того, среда в России совершенно другая, и теряется изначальная идея института. Что вы об этом думаете?

— Понимаете, дело не только в том, что у нас среда другая. Дело в том, что рейтинги западных университетов в значительной степени построены на западных финансовых достижениях. Конечно, экономика очень важна, но если вы посмотрите на рейтинг тридцати передовых западных университетов: там, вообще говоря, и Оксфорд, и Кембридж, и Цюрих, и Калтех американский, но и целый ряд ВУЗов, которые, в общем-то, никакого особого слова не сказали. У нас все-таки другие традиции, и их ни коим образом нельзя терять.

 

Главный корпус МФТИ. Источник: mipt.ru

 

— Есть мнение, что сейчас в МФТИ, по существу, происходит отказ от базовых кафедр. Они «отмирают», и все исследования переносятся в институт. Строят новые корпуса, лаборатории появляются. Как вам кажется, это правильный курс?

— Не знаю. Понимаете, процесс идет, а оценить эти нововведения можно будет чуть позже. Есть московский Физтех и он расширяется, есть Академический университет, и роль базовых кафедр меняется. Сразу их взять и убрать тоже нельзя. Они не должны исчезать, по крайней мере,  сразу, потому что образование и наука должны быть вместе, и организация базовых кафедр — это один из вариантов их соединения. 

 

О развитии науки и премиях 

— Есть ли какие-то молодые ученые, которых вы могли бы назвать, кого сейчас стоит поддерживать?

— Вообще говоря, в Академическом университете есть толковые ребята, которых я всё время поддерживаю. 

— А по каким направлениям они работают?

— Работают они по нашим информационным технологиям, это биоинформатика в том числе, и я их привлекаю к биомедицине.

— Есть такой вопрос: талант раскрывает себя или кто-то раскрывает талант? Есть ли в России среда, в которой молодые люди могут раскрыться, именно в естественнонаучном направлении?

— Я, вообще говоря, здесь не очень свободен в выборе. Но я скажу, что это система, которая создана у нас, и я бы сказал, что это сохранившаяся среда в академгородке в Новосибирске. 

МФТИ я сейчас плохо знаю. Я думаю, что у вас многое сохранилось, но как, в каком масштабе — мне просто трудно судить. Но Москву в целом я не назову по очень простой причине: я считаю, что близость к центральным органам власти не приносит пользы. Она позволяет решать какие-то задачи, но из-за того, что вы близки, она может отрицательно влиять на развитие. 

— Кого бы вы предложили в качестве номинантов на нынешнюю государственную премию за достижения в области науки и технологий?

— Я не столь высоко ценю государственную премию. 

— А какую премию вы цените?

— Какую премию я высоко ценю? Нобелевскую. 

 

Церемония награждения лауреатов Нобелевской премии. Источник: nobelprize.org

 

— Но при этом как можно говорить о её значении для России, если российские ученые её почти не получают. За все время существования премии в США — 277 лауреатов, а в России — 26. 

— США, между прочим, по физике получает много премий, потому что там развита наука. В России недавно, по крайней мере, россияне по национальности, получили премию (Андрей Гейм и Константин Новоселов, выпускники МФТИ, прим.ред.). Они изучали графен. Это интересная работа, это некое новое слово. Новоселов вообще и считает себя российским ученым. 

Я могу сказать, конечно, может быть я и получил Нобелевскую премию после многолетних выдвижений, но я её получил. Я её получил вместе с Килби (Джек Килби), и наша работа определила современное состояние информационных технологий. Вспомните также Н.Г. Басова и А.М. Прохорова. Не задумываясь эту премию давали. 

— То есть нет антироссийского лобби в Нобелевском комитете?

— В 1956 году впервые советский ученый получил Нобелевскую премию — это был Н.Н. Семёнов. Получил он её за работы, выполненные в Физико-техническом институте (имеется в виду Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе, прим.ред.). В 56-м году впервые, потому что товарищ И.В. Сталин Сталинские премии считал выше классом. Поэтому просто на Нобелевские и не выдвигали. Но я не могу сказать, что была дискриминация. 

 

Вернер Гейзенберг и Лев Ландау. Источник: kapitza.ras.ru

 

Среди лауреатов Нобелевской премии по физике, если мне не изменяет память, 11 или 12 российских, советских ученых. И, вообще говоря, как только их стали присуждать, их присуждали, делали исключения. Ландау (Лев Ландау) болен — ему поехали вручать Нобелевскую премию в больницу. И Ландау получил премию сразу, как только заболел, так как все понимали, что это может поправить ему здоровье. 

 

О широком просвещении общества 

— Как вы относитесь к проектам популяризации науки?

— Чрезвычайно важная вещь. О науке обязательно нужно популярно рассказывать, но при этом не упрощать сути.

— А какова задача такой деятельности? Зачем рассказывать?

— Чем больше людей будут понимать роль науки в развитии культуры, технологии, тем лучше. Влияние широкой среды может повлиять и на решения властей. Я бы сказал, при этом нужно отдавать себе отчет в том, что наука сама по себе не может изменить ситуацию в стране. Наука не ставит цели, это не всегда понимают, наука помогает их решать. А высокие цели, — и это очень четко формулировал Альберт Эйнштейн, — высокие цели ставят люди с высокими этическими качествами.  

У Альберта Эйнштейна есть блестящая статья, которая не имеет никакого отношения ни к теории относительности, ни к фотоэффекту. Эта статья называется: «Зачем социализм?». Он написал её в 1949-м году. В ней он обосновал, что никакого другого способа развития общества, кроме социалистического, он не видит. И у нас должны понимать и объяснять народу, что идеологами социализма были не только К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, это был еще и А. Эйнштейн. 

 

Известная фотография А. Эйнштейна, сделанная фотографом Артуром Сассом в 72-й день рождения Эйнштейна, 14 марта 1951 года. Источник: allthatsinteresting.com

 

— Я читала эту статью. Вам не кажется, что то, о чем он пишет, слишком утопично? 

— А чего там такого утопичного, простите?

— Чтобы реализовать те идеи, о которых он говорит, люди должны в корне поменять то, как они живут, как они воспринимают мир. 

— Понимаете, он же объясняет, почему. Он говорит, что в системе, в которой мы живем, мы занимаемся тем, что отнимаем собственность друг у друга. Причем мы это делаем на тех общественных законных принципах, на которых построено общество. И разве это хорошо? И так должно продолжаться всегда? Он понимал, что будущее общество лежит вот здесь: общественная собственность на орудия и средства производства и плановая экономика при постановке барьеров для развития бюрократии. В принципе, это возможно, это было у нас в стране. Но дальше случилось то, что случилось, и это огромный удар по мировой цивилизации вообще.

— Но ведь даже в том же Советском союзе существовала олигархия.

— Конечно, и огромная бюрократия. Но все это, тем не менее,  было ликвидировано ударом, в том числе, развивавшимся и «оттуда».

 

Стивен Хокинг читает лекцию о происхождении Вселенной. Автор: Francois Lenoir/Reuters

 

  Последний вопрос: недавно вышла посмертно выпущенная книга Стивена Хокинга «Краткие ответы на большие вопросы» («Brief Answers to the Big Questions»), в которой он высказывает предположения о будущем. А как вы думаете, какие открытия нас ждут через 50 лет?

— Я думаю, что здесь он уже с трудом видел. Ведь это, на самом деле, либо второе, либо третье издание одной и той же книги. Понимаете, и время изменялось, и подходы его менялись. Бесконечно сложный вопрос вы мне задали, и тут разбираться очень непросто. И я не самый крупный специалист. А Стивен Хокинг — это великий человек.


 

Поделиться