Итоги открытой встречи с ректором по реформе Физтех-школ

В четверг 24 мая состоялась открытая встреча студентов Физтеха с ректором МФТИ Николаем Кудрявцевым. На встрече также присутствовали проректоры Артем Воронов, Константин Зайцев и Алексей Малеев, директора Физтех-школ или их заместители и представители подразделений института. Основной темой встречи была реформа Физтех-школ и объединение факультетов, однако на собрании поднимался и ряд других волнующих физтехов вопросов.

“Поток” выделил самые важные моменты и подвел промежуточный итог реформы Физтех-школ.

Студенты и сотрудники МФТИ на встрече с ректором

Презентация ректора

Собрание началось с выступления ректора Николая Кудрявцева, который рассказал об общем векторе развития МФТИ. Согласно его словам, в результате пятилетнего (с 2013 года) участия в программе 5-100 Физтех получил много финансирования и последние годы активно участвует в международных рейтингах, улучшая позиции на мировом уровне. Кроме того, сильное развитие получил кампус МФТИ — строятся новые учебные корпуса и общежития.

Финансирование МФТИ в 2004-2017 годах (в млн. ₽)

Одним из ключевых результатов ректор считает появление на Физтехе большего числа научных лабораторий — сейчас их больше 70. К работе в них привлечены ведущие российские и зарубежные ученые. Это отличается от подхода в советское время, когда вся наука и другие результаты делалась на «базах» — институтах Академии Наук или индустриальных предприятиях. Вырос и размер МФТИ — по сравнению с четырьмя первыми факультетами и сотнями студентов на них сейчас на Физтехе 11 факультетов и больше 10 тысяч обучающихся и сотрудников.

Участие МФТИ в международных рейтингах в 2016-2017 годах

Это и привело ректорат к идее создания более крупных подразделений, которые позволили бы объединить научные лаборатории и образовательные направления близких тематик. Через подобный процесс уже прошли многие ведущие зарубежные университеты. Так в 2016 году были созданы Физтех-школы. По планам администрации, эти объединения должны обладать большой автономией и самостоятельно выбирать свой вектор развития. Каждая из школ будет отвечать за свои KPI (key performance indicators, ключевые показатели эффективности).

С полной версией презентации ректора, которую он показывал на собрании, вы можете ознакомиться в прикрепленном документе.

Ответы на вопросы от студентов

После презентации ректора желающие задавали интересующие их вопросы. Из-за большого количества похожих вопросов и долгой продолжительности встречи «Поток» подготовил карточки с выделением основных моментов встречи.

Ректор МФТИ Николай Кудрявцев

 

[su_note note_color=”##2998ff” radius=”10″ class=”box-shadow: rgba(0,0,0,1.2) 0px 1px 3px;«]

Что будет с факультетами после реформы Физтех-школ?

Никто не говорит о ликвидации факультетов или уничтожении их брендов. Школа позиционируется как «ребенок» от двух (или одного) «родителей-факультетов», и это нужно объяснить студентам и абитуриентам. Бренды факультетов должны помочь сформироваться бренду школы, опираясь на свои историю, традиции, базовые кафедры и студентов.

Сейчас речь идет об отказе от факультета как структурного подразделения МФТИ. Обучение будет проходить по школам, внутри которых существуют различные образовательные направления, опирающиеся на бывшие учебные планы факультетов. Важным фактором является планируемая возможность свободного перехода между образовательными траекториями и базовыми кафедрами внутри школы.

[/su_note]

[su_note note_color=”##2998ff” radius=”10″ class=”box-shadow: rgba(0,0,0,1.2) 0px 1px 3px;«]

Каким образом будет организована работа школ?

Физтех-школы — крупные подразделения, внутри которых существует большое число образовательных направлений и научных лабораторий. Ключевой особенностью школ будет являться их автономия и самостоятельность в определении вектора своего развития. Это касается и учебного процесса, и студенческой жизни, и брендов, и прочих вещей. Студсоветы и студенчество в целом должны активно взаимодействовать со дирекциями своих школ, чтобы принимать совместные решения.

Сейчас идет переходный процесс, и поэтому должность директора школы не является выборной — так ректорату проще контролировать изменения и принимать оперативные решения. У директоров есть намного больше власти и прав, чем у деканов факультетов, и с недавнего времени им присвоен статус заместителей руководителя МФТИ (проректоров).

Важно понимать, что после окончания «перестройки» Физтеха организационная структура школ может измениться. Кроме того, уже создаются Ученые Советы школ, призванные коллегиально решать глобальные вопросы. Гарантом того, что не возникнет «диктатуры» ректора, является Наблюдательный Совет МФТИ, который и отвечает за выборы руководителя института.

Вопрос о планируемом сокращении заместителей директоров вызван неправильным распределением обязанностей в дирекциях. «Замдиры» много занимаются бумажно-бюрократической работой, и нужно освободить их от этого. Тогда они смогут эффективно справляться с решением проблем студентов в индивидуальном порядке.

[/su_note]

[su_note note_color=”##2998ff” radius=”10″ class=”box-shadow: rgba(0,0,0,1.2) 0px 1px 3px;”]

Какие изменения будут в учебном процессе?

Планируется много мелких изменений, общая идея которых — сделать образовательный процесс более свободным и гибким для студентов. Если говорить детально, то это:

  • Отмена учета посещаемости лекций в БРС и свободный переход между лекционными потоками
  • Запрет на введение изменений в формат аттестации после начала семестра
  • Модернизация учебных курсов для различных школ
  • Упрощение перехода на индивидуальные планы
  • Закрытие неэффективных базовых кафедр и открытие новых

Также обсуждался вопрос о большом числе иностранцев в МФТИ. По словам ректора, привлечение и обучение иностранных студентов является одним из KPI развития Физтеха. Да, сейчас уровень многих из них не очень высок, и поэтому МФТИ разрабатывает для них новые учебные программы, в том числе на английском языке.

[/su_note]

[su_note note_color=”##2998ff” radius=”10″ class=”box-shadow: rgba(0,0,0,1.2) 0px 1px 3px;«]

Конфликтные ситуации и их решение

Многие студенты недовольны закрытием курилок в общежитиях. Инициативная группа предлагает проработать вопрос об их легализации согласно закону 23.02.2013 N 15-ФЗ ст. 12. Заняться этим было поручено проректору Артему Воронову.

Обсуждался случай со студентом, которого забрали охранники после одиночного пикета 22 мая (смотрите в материале «Потока»). По словам ректора, такие действия студентов могут негативно влиять на репутацию института для внешних источников, однако это не значит, что к студентам должны за это применяться дисциплинарные взыскания. Конкретный случай 22 мая будет отдельно разобран Артемом Вороновым.

Вновь поднимался вопрос и о пропускном режиме. Несмотря на вышедший в начале мая приказ, сейчас доступ в читальные залы до сих пор круглосуточный согласно устным договоренностям Молодежного комитета с ректоратом. При наличии у студентов недовольства, после окончания сессии администрация готова к дальнейшим обсуждениям этого вопроса и поиска компромисса.

При возникновении проблем с управлением кампуса или другими службами института можно обращаться в ректорат. Ректор выразил желание создать единый сервис сбора и учета мнений студентов, который будет в обязательном порядке учитываться при распределении бюджета на ремонт, создании новых проектов и других важных решениях. Этим займется проректор Артем Воронов при поддержке МКИ и Профкома студентов.

Председатель МКИ Андрей Богданов

[/su_note]

[su_note note_color=”##2998ff” radius=”10″ class=”box-shadow: rgba(0,0,0,1.2) 0px 1px 3px;«]

Какие будут изменения в приемной кампании?

В основном изменения будут скорее формальными, чем глобальными. Из-за реформы Физтех-школ приемные комиссии факультетов одной школы должны работать совместно: общая комната для приема документов, единое собеседование. Однако можно и даже нужно использовать бренды, символику и раздаточные материалы факультетов. Абитуриентам необходимо объяснить, что школа — полноправный преемник факультетов, объединяет в себе их лучшие черты и позволяет студентам свободно выбирать образовательные траектории.

Подача документов и распределение внутри Физтех-школы будет проходить по образовательным программам, которые соответствуют бывшим учебным планам факультетов. Чтобы не испугать и не запутать абитуриентов, в личном кабинете ПК будут указаны аббревиатуры факультетов, соответствующие новым образовательным программам.

[/su_note]


Мнение студентов и преподавателей по поводу создания Физтех-школ разделилось, но позиция администрации остается прежней: переход от факультетов к Физтех-школам состоится. Регламентирующих переходный процесс документов пока нет.

27 мая «Радио Свобода» опубликовала статью «„Бунд физкека“. Студенты и преподаватели недовольны реформой в вузе», в которой приводит аргументы представителей профсоюзной организации преподавателей «Университетская солидарность» и протестно настроенных студентов в лице анонимного администратора Физкека. Статья получила большой резонанс в среде физтехов. По словам директора по развитию МФТИ Виталия Багана в комментариях на  Facebook, пресс-служба подготовит отдельный официальный материал на эту тему.

«Поток» продолжит следить за дальнейшим развитием событий и будет держать вас в курсе.


Редакция благодарит пресс-службу МФТИ за предоставленные фотографии и презентацию ректора.

Поделиться