План vs Рынок. Заметка от одного из читателей

Поток всегда готов поделиться со своими читателями интересными материалами и статьями от студентов и выпускников. Курсы по макро- и микроэкономике обязательны для большинства студентов МФТИ, поэтому сегодня мы хотим рассказать о различных типах экономики и узнать, что ближе именно вам. Автор статьи — студент МФТИ Федор Борисов.

План vs Рынок

Экономика — важная, если не главная составляющая общественного уклада. Решения в области экономики влекут за собой последствия, напрямую не связанные с экономической деятельностью. В частности, экономические реформы в России за последние 25 лет стали одной из причин уменьшения числа русскоговорящих людей в мире* [1].

Сегодня мы узнаем у читателей “Потока”, какой тип экономики им ближе: плановый, при котором государство имеет большое влияние, или рыночный, для которого характерно свободное ценообразование и частная собственность. Надо сказать, что в XX веке предпринимались попытки реализовать оба типа управления хозяйственной деятельностью. Например, в Чили начала 70-x гг. между собой боролись сторонники социалиста Сальвадора Альенде и генерала Аугусто Пиночета. Первый провёл национализацию крупнейших банков, предприятий горнодобывающей отрасли, а также ликвидировал крупные земельные владения. Второй же сокращал государственные расходы, приватизировал страховые и пенсионные компании, отдавал обратно в частные руки предприятия, то есть, проводил правую политику. Учёные различных политических взглядов до сих пор не могут сойтись в едином мнении о результатах деятельности обоих президентов.

Какие обязанности и возможности присутствуют для физтехов при разных устройствах экономических систем? Для упрощения примем, что есть две крайности: плановая и рыночная. В первом случае выпускнику гарантируется трудоустройство после вуза в НИИ и КБ по распределению, но выпускник место распределения выбирать не волен и обязан на нём отработать несколько лет после обучения. В самом крайнем варианте запрещён выезд за границу (как это было в СССР). Другой полюс – рыночный. Выпускник не имеет никаких гарантий трудоустройства после окончания вуза, но волен самостоятельно искать место работы и может уехать за границу.

Конечно, эти два полюса – примитивные упрощения и нигде на практике не встречаются. Но они ухватывают главную суть вопроса: хочется ли студентам и выпускникам работать по плану на государственную машину / крупную корпорацию или же им интересней самим искать кусок хлеба. Одним словом, выбор желаемого будущего за вами, читатель.

Студент МФТИ
Фёдор Борисов

 

(*) Механизм воздействия реформ на этот показатель можно качественно объяснить. В результате вхождения в мировой рынок Россия потеряла собственные предприятия, входившие в состав производственных цепочек. Эти цепочки начинались в странах СНГ. Например, в Душанбе(Таджикистан) обрабатывается хлопчатник и производится ткань из хлопка. До реформ эта ткань шла в российский завод, производящий одежду. После реформ завод, не выдержав конкуренции с транснациональными корпорациями(допустим, Nike или Adidas), обанкротился и перестал работать. Возить ткань в Россию стало не нужно. В результате у жителей Душанбе отпала необходимость в контактах с русскими и, следовательно, в русском языке. И так происходит по всей Средней Азии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

comments powered by HyperComments