Как изменился ФОПФ за последний год: мнения декана, базовых кафедр и студентов

В этом году на ФОПФе произошли значительные преобразования: избрано новое руководство факультета, изменился процесс распределения по базовым кафедрам, появились новые образовательные программы. «Поток» поговорил о переменах с новым деканом факультета Валерием Киселевым, руководителями некоторых базовых кафедр, а также опросил студентов первого курса, которых произошедшие преобразования затронули больше всего.


В конце января 2016 года в результате выборов Ученого совета МФТИ новым деканом ФОПФ стал его выпускник, доцент кафедры теоретической физики Валерий Валерьевич Киселев. На этом посту он сменил Михаила Рюриковича Трунина, который в следующем году станет деканом физфака Высшей Школы Экономики. Заместителем декана по младшим курсам стал выпускник ФПФЭ Леонид Модестович Колдунов. На факультете сразу произошли коренные изменения: новое руководство решило поменять систему набора на базовые кафедры и создало новые образовательные направления.

До 2016 года студенты ФОПФ выбирали кафедру при поступлении. На собеседовании с абитуриентом общались представители выбранной им кафедры, и именно они рекомендовали (или не рекомендовали) абитуриента к зачислению, хотя окончательное решение принимала приемная комиссия факультета. Фактически школьники шли не столько на факультет, сколько на определенную кафедру: в случае отказа приема на одну они могли попробовать поступить на другую. Каждая учебная группа относилась к определенным кафедрам. Предметы некоторых базовых кафедр начинали читать уже в первом семестре, а базовый день начинался с четвертого.

В этом году традиционного собеседования не было, отбор абитуриентов осуществлялся только на факультет и состоял из стандартного общения с приемной комиссией. Учебные группы деканат составил произвольным образом, стараясь в каждой собрать ребят с различными достижениями: как победителей всероссийских и международных олимпиад, так и тех, кто не участвовал в олимпиадах. Распределение по базовым кафедрам произойдет в конце 3-го семестра.

Чтобы помочь студентам выбрать кафедру, деканат ФОПФ ввел специальный предмет под названием «Проектная деятельность». В первом семестре он состоит из лекций, на которой представители базовых кафедр рассказывают о своей «базе», и семинаров, посвященных различным темам физики и математики. Это «Физика фундаментальных взаимодействий и элементарных частиц» академика Михаила Данилова, «Симметрии в физике и математики» Михаила Васильева, «Общефакультетский семинар» Алексея Морозова, Астрофизический кофе Василия Бескина.

Студент должен выбрать хотя бы один из следующих вариантов:

  • посещать один из семинаров;
  • посещать презентацию базовых кафедр;
  • подготовиться к сдаче теорминимума Ландау кафедры теоретической физики ФОПФа;
  • заниматься научной работой (этот вариант рассчитан на тех, кто уже работает в какой-либо лаборатории)

В конце семестра студенты сдают недифференцированный зачет, однако четких критериев оценки работы студентов нет.

В следующих двух семестрах в рамках проектной деятельности студенты будут посещать курсы, предложенные базовыми кафедрами. Программа каждого отдельного курса регулируется представителем соответствующей кафедры.

Кроме этого, в начале декабря деканат объявил о создании четырех новых специализаций: «Квантовая теория поля, теория струн и математическая физика», «Математические методы современной физики», «Фундаментальные проблемы физики квантовых технологий», «Вычислительная физика конденсированного состояния».

«Поток» пообщался с Валерием Киселевым о нововведениях. Декан рассказал о существующих на факультете проблемах и объяснил, как «Проектная деятельность» и новые образовательные направления должны помочь их решить.

По мнению Киселева, задача ФОПФ — воспитать ученых-физиков, но, к сожалению, многие способные студенты уходят из науки. Занятие наукой предполагает личный интерес исследователя к весьма конкретной области знаний или задаче. Этот интерес возникает в результате поиска, и его следует начать с первого курса, чтобы к третьему или четвертому не оказалось, что выбранная специализация не вызывает особого восторга. К этому моменту, переход на другую специализацию сопряжен с дополнительными трудностями в виде академических задолженностей и необходимостью найти нового научного руководителя, с которым еще придется наладить персональный контакт. Так что студентам проще сменить область деятельности с науки на что-то другое, например, на программирование или консалтинг, считает декан.

Помочь найти правильную специализацию может детальное знакомство со всеми факультетскими кафедрами и общение с учеными, которые дадут студентам профессиональное представление о науке физике. До 2016 года абитуриенты выбирали кафедру при поступлении на факультет, но на основе только школьных знаний найти «ту самую тему» практически невозможно.

В первом семестре на лекциях по «Проектной деятельности» студенты узнают самую важную информацию о «базах», а на семинарах смогут найти «свою тему», общаясь с ведущими учеными. Помимо этого, базовые институты организуют экскурсии в свои лаборатории, а сенат ФОПФ приглашает старшекурсников рассказать в неформальной обстановке о жизни их кафедр своим младшим товарищам. Во втором и третьем семестре предмет «Проектная деятельность» будет представлять собой набор курсов по выбору от базовых кафедр (ранее базовые курсы, за исключением нескольких кафедр, появлялись в программе не раньше 4-го семестра — прим. «Потока»). Декан добавил, что в первые три семестра практически никак не ограничена смена одного проектного плана на другой: у студента отсутствуют формальные преграды в поиске своей научной темы в виде отчетности по спецкурсам, зачет будет ставиться по «Проектной деятельности».

Декан подчеркнул, что успех такого подхода во многом зависит от активности самих студентов: на протяжении первых трех семестров на презентациях, семинарах и лекциях необходимо буквально добывать из преподавателей информацию о своих возможных путях в науке. Именно диалог между студентами и их старшими коллегами — научными сотрудниками — определяет, по мнению Валерия Киселева, содержание всей проектной деятельности.

Помимо проектной деятельности, на ФОПФ в этом году открыты 5 новых кафедр по разным направлениям (кроме уже перечисленных это также «Фундаментальные взаимодействия и физика элементарных частиц» — прим. «Потока»). Этот процесс запущен с целью организации конкуренции, которая простимулирует кафедры к развитию. Без конкуренции, считает Киселёв, кафедра становится монополистом, что негативно сказывается на её позиционировании на факультете. «Кроме того, здоровая конкуренция направлена на то, чтобы конкуренты становились сильнее, а заодно осмысленнее и смелее искали пути сотрудничества, в частности, при введении общих для однопрофильных специализаций курсов» — добавил декан.

Подводя итоги первого семестра предмета «Проектная деятельность», Валерий Киселев рассказал, что, во-первых, не все кафедры смогли показать на презентации свои лучшие качества; во-вторых, презентация кафедр одного направления может быть перестроена от принципа «одна кафедра — одна презентация» к принципу «одно научное направление — одна презентация»; и, наконец, кафедрам следовало бы сделать акцент на достижениях своего коллектива: такой-то научный работник опубликовал такую-то статью, этот аспирант у этого профессора уехал в аспирантуру Принстона и так далее.

Чтобы узнать, как эта задуманное деканом реализовывается на практике, «Поток» опросил примерно 40 первокурсников ФОПФ о том, насколько проектная деятельность помогает им знакомиться с кафедрами и различными областями физики, и что по их мнению следует изменить в структуре предмета.

Для большинства студентов «Проектная деятельность» это только знакомство с кафедрами факультета. Лишь небольшая часть (приблизительно сорок человек) ходит на семинары ученых и понимает, что такие семинары это возможность найти «свое» в науке. Общение студентов с профессорами наравне требует разрушения школьных представлений об отношении «ученик—учитель». К такому явно не готово большинство вчерашних школьников.

Практически все опрошенные студенты сходятся во мнении, что формат презентации нужно менять. Зачастую связь между лектором и аудиторией сразу теряется и занятие превращается в скучный монолог. По мнению студентов, причина провала – неумение лекторов заинтересовать рассказом. Обычно лекторы от кафедр имеют недостаточный опыт общения с первокурсниками и не понимают, как надо организовать повествование и на чем стоит сделать акцент таким слушателям. Как следствие, студенты усваивают в основном то, что им в данный момент интересно — либо про элементарные частицы, либо про биофизику, либо про нанотехнологии — не обращая внимание на остальное, так что задуманного деканатом знакомства со всеми кафедрами не получается.

Кроме того, студенты рассказали, что с удовольствием бы посещали экскурсии в лаборатории и неформальные встречи со старшекурсниками, но такие мероприятия были организованы только для нескольких кафедр.

«Поток» поговорил с руководителями некоторых базовых кафедр ФОПФ и спросил их мнение о происходящих на факультете изменениях.

 Михаил Фейгельман

Михаил Фейгельман
заведующий кафедрой проблем теоретической физики

Нет никаких оснований ждать изменений в работе нашей кафедры. Наши внутренние правила приема стабильны, всем известны и описаны на сайте кафедры. Другое дело, что как-то меняется практика работы деканата, и не вполне понятно в чем заключаются правила, которым должны следовать студенты-первокурсники, желающие в будущем учится на кафедре проблем теоретической физики.

При этом недавно стало известно, что [на факультете] возникают новые образовательные программы или кафедры, трудно понять, есть разные интерпретации. Само по себе появление этих кафедр происходило без не то что участия, а даже какого бы то ни было информирования существующих кафедр или ученого совета факультета. Я видел список этих программ. На мой взгляд это ни к общей, ни к прикладной — ни к какой, собственно, физике отношения не имеет. Кое-что имеет отношение к математике, кое-что имеет отношение к матфизике, а кое-что вообще не имеет отношения к науке. Это мое личное мнение, и его, впрочем, никто не спрашивал, так же, как и других коллег.

Сама по себе ситуация со скоропостижным объявлением новых кафедр вызывает вопросы. Я никогда не опасался конкуренции ни с кем, ни в качестве руководителя кафедры, ни в своем личном качестве физика-исследователя. Правда тут есть одно условие: если эта конкуренция происходит честным образом. Однако несколько дней назад пошли слухи о немедленном прекращении деятельности кафедры физики и технологии наноструктур. Причем руководителям этой кафедры совершенно ничего на эту тему неизвестно (информация о закрытии кафедры не соответствует действительности — прим. «Потока»). Ясно одно: некоторое брожение было инициировано, его происхождение и статус пока неизвестны, но само по себе это вызывает вопросы о том, насколько здоровым образом все эти новации происходят.

Многие интересуются, что такое «проектная деятельность», объявленная на ФОПФ в этом семестре.  По моим сведениям, это важный элемент современной бизнес-культуры:  обучение имитации проведения полезной  деятельности. Не уверен, однако, что этому следует специально обучать.

В этой связи я и хотел бы подчеркнуть для наших нынешних студентов, и для тех, кто хочет прийти к нам на кафедру: наши правила будут выполнены в любом случае. Первым из существенных мероприятий по этой части будет курс «Приближенных методов аналитических вычислений», который будет запущен для первокурсников в весеннем семестре. Причем курс будет доступен для всех желающих. Каким образом будет происходить сбор информации от студентов — чего они хотят и кто хочет куда идти — в масштабах всего факультета мне неизвестно. Потому я думаю, что самый правильный способ действий как для заинтересованных в данном курсе, так и для желающих учиться на нашей кафедре — сообщить об этом непосредственно мне и моему заместителю по кафедре Якову Викторовичу Фоминову, благо наши координаты (email) имеются. Существенно, чтобы мы знали напрямую от студентов об их намерениях. Это самый надежный способ, чтобы никто не затерялся. К тому же нам хотелось бы понимать, какое количество студентов в этом заинтересовано, чтобы спланировать семинарские занятия.

Я также хотел бы добавить, что некоторое время назад возникли какие-то беспокойства среди физтеховских студентов: новый факультет в «вышке» открывают, и те же люди там [что и на Физтехе], и кто-то стал рассуждать на тему «а кто же нас будет учить?». Ответственно заявляю: никаким образом наших студентов в МФТИ это не коснётся. По этому поводу можно совершенно не беспокоиться. Всех, кого мы беремся учить, мы учим — если они сами, конечно, способны и готовы это делать — всерьез.

Василий Бескин

Василий Бескин
профессор кафедры проблем физики и астрофизики

Я эту идею [введения проектной деятельности] поддерживаю. Раньше я придерживался другой точки зрения, но потом опыт показал, что нужно заниматься со студентами прямо с первого курса. При этом все студенты разные, и делать какие-то общие занятия я считаю неправильным. Кто-то растет быстро, и ему действительно уже полезно слушать высокого уровня лекции, а для кого-то, наоборот, главное – не потерять интерес к физике.

Мои занятия [Астрофизический кофе], которые мы проводим уже пятый год пример того, как можно на уровне беседы и посиделок двигаться вперед. Я прекрасно помню, что, когда я был на первом курсе, у меня не было кого-то, кто говорил что почитать, на что обратить внимание. Все это было самотеком, что называется.

Раньше я читал на первом курсе вводный курс «Физические основы естествознания», как мост между школой и уже серьезным изучением физики, вот это мне казалось интересным на первом курсе. Сейчас этот курс, наверное, будет факультативным в рамках проектной деятельности во втором и третьем семестрах. Был еще один предмет — сейчас он на втором курсе, а мы его перенесем на 2-й и 3-й семестры — он называется «Проблемы современной астрофизики и геофизики». Это такое введение в астрономию, заниматься астрофизикой без введения в астрономию невозможно, а введения в астрономию на Физтехе нет. И опять же, это идеально будет в виде проектной деятельности для тех, кто хочет.

Я считаю, что эта вещь [проектная деятельность] полезная, только надо обеспечить: а) чтобы кафедры больше включились, потому что пока такой практики нет, и кафедры на младших курсах в общем-то в Долгопрудном не существуют, и, как следствие этого, б) чтобы был выбор, реальный выбор, к кому пойти и кого послушать. При этом, безусловно, это ни к чему не должно обязывать, что если человек ходит в первом семестре, то он должен продолжать. Это именно вот выбор, чтобы можно менять тематики. Наш бывший студент Лева Арзамасский сейчас учится в аспирантуре Принстона, вот Принстон — это один из немногих вузов, который эту программу продолжает даже в аспирантуре. Там за первые два года у аспирантов четыре научных руководителя, и они делают четыре проекта. Вот это, мне кажется, очень мощный аргумент.

Сейчас все в становлении. Пока формализации [процесса распределения новых студентов по кафедрам] еще нет, но, к счастью, у нас есть еще год, чтобы подумать про эту формализацию. У меня пока идей нет, но вот год, к счастью, есть. Так что надо четко понимать, что это только прикидки и пока даже какой-то законченной идеи еще нет. Пока же нужно по максимуму предоставить студентам возможность ходить на разные занятия.

Владимир Чупин

Владимир Чупин
заведующий кафедрой биофизики

Мне пока не все понятно. Я вижу и плюсы и минусы в этом проекте, но в большей мере поддерживаю позицию декана. Мы планируем в весеннем семестре провести такие занятия [по «Проектной деятельности»] в развернутом виде. В каком именно — будет обсуждаться на заседании кафедры в январе. Я бы хотел, чтобы на этом заседании присутствовали наши ведущие зарубежные преподаватели. Пока у нас была обзорная лекция. Есть договоренность со студентами провести развернутый «проход» по лабораториям с комментариями сотрудников, хотя некоторые уже их видели. Я готов это сделать после 26 декабря, но все это накладывается на сессию.

P. S. В первоначальном тексте статьи не было примечания о том, что информация про закрытие кафедры физики и технологии наноструктур не соответствует действительности. Приносим извинения читателям.

Поделиться