Комментарий проректора Дмитрия Зубцова о запрете сотрудникам МФТИ на общение со СМИ

22 сентября на нашем сайте появилась перепечатка статьи МФТИ-2015: «Культурная революция», которую профессор МФТИ и заведующий кафедрой проблем теоретической физики Михаил Фейгельман опубликовал в газете Троицкий вариант-Наука. В своей заметке профессор Фейгельман привел хронологию конфликта между некоторыми базовыми кафедрами МФТИ и администрацией вуза, а также обратил внимание на пункт, добавленный в новый трудовой договор для преподавателей, который фактически запрещает сотрудникам МФТИ общаться со СМИ.

Пресс-служба МФТИ предоставила комментарий проректора по учебной и методической работе Дмитрия Зубцова, в котором он говорит о том, что в финальной версии трудового договора такого пункта нет.


Дмитрий Зубцов / Фото: mipt.ru

Дмитрий Зубцов / Фото: mipt.ru

На Физтехе давно ничто не обсуждали так долго и жарко, как этот трудовой договор. Было очень много споров, было несколько вариантов договора, которые регулярно отправлялись на согласование и обсуждение — потому что традицию коллективного принятия решения на Физтехе никто не отменял. Как многие знают, для согласования конкретно этого договора в МФТИ летом даже была создана специальная комиссия, в которую входили деканы всех факультетов. И кто участвовал в ней, знает, что в какой-то момент действительно был предложен вариант, в котором в пункте 2.2.4. было написано о запрете на разглашение информации третьим лицам, в том числе представителям СМИ.

Сразу скажу: итоговая форма договора — обратите внимание, единственная из всех, которая официально утверждена приказом ректора, — не содержит пункта, запрещающего общение со СМИ. Нет там даже пункта в альтернативной редакции — когда в нем говорилось о сообщении третьим лицам информации. Администрация услышала, что он многих раздражает, и убрала его. Сейчас пункт 2.2.4. — это “Соблюдать требования по охране труда, пожарной безопасности и производственной санитарии”, а единственный пункт, регламентирующий распространение информации — это п. 2.2.3: «Не разглашать сведения конфиденциального характера, относящиеся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной), персональные данные других работников, персональные данные обучающихся, полученные в связи с исполнением им должностных обязанностей». Такой пункт представляется более чем разумным.

Немного об истории вопроса. Пункт, регламентирующий общение со СМИ, появился в договоре неслучайно — Физтех популярен, у нас много экспертов, к которым любят обращаться журналисты по очень разным поводам — бывало, что телеканалы предлагали привести к нам в лабораторию и заснять больного раком человека, мистические телеканалы иногда любят вмонтировать высказывания наших преподавателей в сюжеты о переселении душ, а недавно нашим IT-экспертам предлагали на ТВ-камеру взломать открытую вай-фай-точку. А еще наши преподаватели почему-то очень любят публично рассказать СМИ о зарплатах своих коллег — хотя это внутренняя информация, и тут не только закон, но и здравый смысл и этика подсказывают, что ее разглашать не надо, окружающим это некомфортно. То есть бывают разные вопросы и ситуации, связанные с репутацией университета, о которых администрации положено знать.

Но несмотря на то, что предложение серьезно обсуждалось, реакция на него была настолько сильной, что стало сразу понятно — в такой формулировке он нарушает базовый принцип академической свободы. Пункт несколько раз редактировали, а в итоге было решено его просто убрать, потому что все-таки свобода самовыражения в сфере науки и образования — приоритетная вещь, и не надо думать, что в администрации сидят люди, которые этого не понимают.

В любом случае то, что коллеги опубликовали в Троицком варианте — это какой-то совсем старый проект договора, времен июля или августа. То есть по сути это внутренний, никем не утвержденный документ, на него нет никакого приказа, и даже если через деканов он попал в руки преподавателям (хотя на то не было указания), он не имеет никакой юридической силы, так как не подписан со стороны института. Зачем он был передан в СМИ — неясно. Получается, что от администрации наши коллеги требуют доверия, демократии, обсуждения, совместного принятия решений, а когда это доверие оказано и обсуждение находится в процессе, они со своей стороны берут, например, и выносят внутренние документы наружу. Это больше похоже не на конструктивный диалог, а на принцип «лишь бы сделать назло».

Можно посмотреть на финальный, согласованный ректором вариант договора, опубликованный на официальном сайте МФТИ, и убедиться, что никто не собирается «затыкать преподавателям рот».

Администрация вуза хочет в пределах разумного контролировать то, что говорится и делается от лица наших экспертов вовне, это нормальное желание. Но очень важно, и хорошо, что есть дискуссия, и что в конечном итоге интересы сходятся. Слоган, с которым стоял кто-то на пикете — «Страх парализует знания» — это совершенно правильный слоган, никто с ним не спорит, и руководство вуза это мнение слышит. Давайте и дальше обсуждать и принимать решения совместно, на то ведь мы и Физтех.

Пикет профосюза преподавателей у Министерства образования / Фото: mk.ru

Пикет профсоюза преподавателей у Министерства образования / Фото: mk.ru

Поделиться