В сентябре Mail.Ru Group запускает на Физтехе образовательный проект Технотрек. «Поток» выяснил у директора департамента исследований и образования Mail.Ru Group Дмитрия Волошина, в чем польза программы для студентов, кто будет преподавать и как работает аналогичный проект в Бауманке и МГУ.
Что это за проект?
Технотрек – это образовательный проект для студентов и аспирантов МФТИ, в рамках которого можно пройти бесплатное дополнительное обучение разработке и проектированию мобильных сервисов для Android и iOS.
Образовательная программа рассчитана на четыре семестра. В первом из них будут четыре курса: основы мобильной разработки, основы веб-разработки, разработка на Java и разработка на С++ / Objective-C. Всего же за два года планируется обучение тринадцати дисциплинам, которые будут преподавать сотрудники Mail.Ru Group.
Набор стартует в сентябре: поступить смогут тридцать лучших. В Технотреке будет использоваться балльно-рейтинговая система, в конце семестра по некоторым предметам нужно будет защитить проект. Регистрация уже открыта, подать заявку можно до 11 сентября.
Зачем это физтехам?
«У нас есть гипотеза, что Физтеху нужна система, которая позволит студентам сразу применять полученные знания на практике, – объясняет Дмитрий.
Первое, чего студентам пока не хватает – это задач как таковых, потому что найти хорошую, достойную задачу достаточно сложно. Второе – менторинга: чтобы опытные люди из индустрии с опытом помогали эти задачи решать. Мы в рамках Технотрека будем давать и то, и другое, при этом студенты будут получать образование в одном из топовых направлений на IT-рынке.
Сейчас мобильные разработчики — одни из самых востребованных специалистов, для них открыты вакансии и больших компаниях, и в стартапах. При этом вуза, который бы выпускал готовых специалистов в этой области, в России не существует. А в Технотреке можно будет такое образование получить, причем из первых рук: преподают наши сотрудники на примерах задач, с которыми они сталкиваются в рабочей практике. Замечу в скобках, что наши приложения стабильно держатся в топах мобильных сторов, их регулярно фичерят Apple и Google.
Кроме того, по нашей статистике, около 60% студентов ошибаются при выборе вуза и направления обучения. Если они придут к нам, смогут попробовать себя в разработке и поймут, что именно этим и хотели бы заниматься, то и для студентов, и для нас это будет хорошо. Конечно, может случиться и наоборот: человек потратит неделю на отбор и семестр на учебу в Технотреке, чтобы понять, что это «не его». Но, заметьте, это всего лишь семестр, а не шесть лет.
Так что я рассматриваю наш проект в том числе и как профориентационную историю. И это один из самых важных аспектов его ценности».
Кто будет преподавать?
Суммарно на трех образовательных программах в МГУ, Бауманке и Физтехе будет работать 101 преподаватель. Дмитрий не считает, что это много:
«Качественное образование достигается в том числе через сохранение и поддержание отношений между студентом и преподавателем. Если гнаться за экономией и на одного преподавателя «повесить» двадцать студентов, хорошего результата не добиться. По моим ощущениям, на преподавателя должно приходиться никак не больше двенадцати учащихся, а в идеале – семь.
Мы стремимся задействовать своих сотрудников, но бывают и исключения. Например, в случае с классическими дисциплинами опыт работы в индустрии преподавателю не требуется. То есть ничто не мешает привлечь преподавателя извне. Что мы и делаем: преподаватель Физтеха Сергей Бабичев будет проводить в Техносфере на ВМК МГУ подготовительный курс по одной из таких дисциплин — «Алгоритмы и структуры данных» (на мой взгляд, в МФТИ сейчас лучшая школа преподавания этого предмета, поэтому мы хотели привлечь человека именно оттуда)».
Как и где это работает?
Четыре года назад Mail.Ru Group запустила Технопарк в МГТУ им. Баумана, полтора года назад – Техносферу в МГУ им. Ломоносова. Сейчас обучение проходят 27 студентов МГУ и 148 студентов МГТУ, при этом в Бауманке было уже четыре выпуска – студентов в Технопарк набирают раз в семестр.
«Первый проект мы сделали в МГТУ, – вспоминает Дмитрий. – Естественно, никто не думал, что Технопарк так выстрелит. Ежегодно мы делаем замеры в приемной комиссии университета. Цифры по этому году еще не проанализировали, а вот по прошлому есть приятный результат: 13% студентов, которые поступали на информатику и системы управления – это факультет, где готовят айтишников – утверждали, что выбрали Бауманку именно из-за Технопарка. То есть проект стал имиджевым и знаковым для университета — и это при том, что с абитуриентами вузов мы не работаем. Конечно, для нас это очень лестно.
В МГУ мы начинали на ВМК. Но я могу упомянуть 11 факультетов МГУ, которые посылают к нам своих представителей, включая психологов, социологов и политэкономистов. Людей с мозгами заносит на самые разные факультеты.
Может, это прозвучит парадоксально, но я вижу отличия мгушников от бауманцев, хотя я сам этого не ожидал. Бауманцы, узнав о Технопарке, сразу задумались о практической стороне вопроса. Бесплатное обучение? Отлично! Сейчас пройдем курс, стартап запилим, пойдем работать и так далее. А ребята из МГУ немного по-другому смотрят на жизнь. Они больше заточены на научную деятельность: статью написать, исследование провести. То есть практические вопросы их интересуют в меньшей степени. Обобщать неправильно, но в целом такие тренды есть.
В итоге в МГУ мы готовим программистов-исследователей. И там же мы пришли к концепции студенческой лаборатории, за что большое спасибо ВМК и мехмату. Идея в следующем: нашу программу стажировки мы дополнили лабораторией. В эту лабораторию мы делегируем задачи, которые Mail.Ru Group может отдать на аутсорс. По сути, это та же стажировка, только в стенах родного вуза — то есть отпадает необходимость тратить время на дорогу до офиса компании.
В Бауманке лаборатория оказалась даже успешнее. Если делегируемых задач, связанных с анализом данных, у нас не так много, то прикладных задач, связанных с разработкой веб-сервисов, поверьте, изрядно. Естественно, мы не аутсорсим такие вещи, как backend Почты. Тем не менее, ребята заняты хорошими, интересными и, что важно, реальными задачами.
В целом, как видите, мы адаптируем проект в соответствии с ментальностью студентов соответствующего вуза. Что будет ближе физтеховцам, я не знаю. Я предпочитаю попробовать и посмотреть, что будет».
Почему не все студенты проходят программу полностью?
Дмитрий отмечает, что далеко не всем студентам удается пройти курс до конца. «По нашей статистике, за время обучения отсеивается около 75% студентов. Хотя сейчас у нас сумасшедший выпуск в Технопарке – 33 человека. Это примерно половина — мы набираем чуть больше 60 человек раз в семестр. Обычно мы выпускали 14-18 человек, но сейчас подобралась очень сильная группа.
Кто-то уходит сам, кто-то не справляется с защитой проекта. По каким причинам люди уходят? Однозначного ответа нет. Конечно, мы проводим экзит-интервью. Но, на мой взгляд, достоверность ответов достаточно низкая. Естественно, все говорят, что им не хватает времени, что нагрузка колоссальная, но что это значит на самом деле, я не знаю.
У меня есть ощущение, что есть несколько основных причин, и ни одна из них не связана с недостатком времени. Одна из причин – отсутствие навыка обучения. Думаю, что в этом аспекте на Физтехе ситуация будет лучше. То, как умеют ботать физтехи – история достаточно известная. Среди физиков в принципе много ребят, которые очень хороши в программировании. Мы заметили это и в МГУ – с физфака приходят очень сильные ребята.
Еще одна причина – сильное расхождение с имеющимся опытом. Поднимать уровень человека, который умеет писать только на Delphi, и человека, который понимает, что такое объектно-ориентированное программирование и писал на С++ – это совершенно разные вещи. Мы же имеем дело в основном с ребятами, которые не умеют писать вообще.
Кроме того, мы ведь не даем диплом и не помогаем откосить от армии. Поэтому, если начинаются проблемы с учебой в университете, то, естественно, бросают нас – и это нормально».
Как к этому отнесутся конкуренты?
«Если говорить об IT-компаниях, которые уже есть на Физтехе, то мы фактически ни с кем не будем конкурировать. Там есть наши друзья из ABBYY, например. Студент вполне может учиться на ФИВТе на этой кафедре, а параллельно еще и у нас»
Дмитрий объясняет, что пока что нет смысла делать проект в привычном для Физтеха формате базовой кафедры: «Сейчас мы работаем в формате дополнительного образования и не хотим делать базовую кафедру. Мы хотим охватить весь вуз, все курсы — зачем сужать выборку? Кстати, на эту тему у меня есть потрясающая история. Мы организовали подготовительные курсы для тех, кто не программирует. Студент юрфака закончил эти курсы, стал лучшим по итогам первого семестра обучения в Технопарке (что я вам доложу, совсем непросто), а потом устроился работать в лабораторию. Юрист. Он говорил, что хотел поступить именно в Бауманку, ну а там уже куда хватило баллов. Такое тоже бывает.
Таким образом, между нами и коллегами по рынку нет конкуренции. Мы не заставляем студента выбирать, учиться ему у нас или у них — он может делать и то, и другое. И мне кажется, это очень важно для образования в целом – дать возможность выбора. Это рождает здоровую конкуренцию между преподавателями, которые начинают искать способы заинтересовать студента».
Зачем это Mail.Ru Group?
«Началось все четыре года назад, когда мы начали считать затраты на привлечение стажеров. IT-рынок очень маленький, все всех знают. Новые молодые люди со свежим взглядом – это всегда хорошо. Поэтому вопросом привлечения молодежи — тех, кто еще не закончил обучение или только выпустился, — мы занимались достаточно плотно. И поняли, что с точки зрения бизнеса с этим есть серьезные проблемы.
Например, компания проводит День карьеры, набирает какое-то количество студентов на стажировку. Далее к каждому стажеру приставляется senior-разработчик, который примерно 30% своего времени тратит на обучение. Занимает это в среднем девять месяцев. Соответственно, затраты на обучение одного стажера – его зарплата плюс 30% зарплаты senior-а за все это время. При этом в течение двух лет 60-70% (это среднеотраслевая цифра по IT-сфере) таких стажеров покидают компанию. Получается, надо либо попрощаться с идеей привлечения студентов, либо делать что-то принципиально иное.
Этим мы и занялись. Мы решили сократить затраты, сделав так, чтобы senior 30% своего времени тратил не на одного человека, а, например, на десятерых. Математически понятно, что это целесообразнее. Было интересно попробовать, как это сработает на практике.
Поэтому я не буду вам рассказывать, что Mail.Ru Group – корпорация добра, которая все делает из любви и альтруизма. Конечно, это правда. Но в реальности есть еще и экономика. И это очень важно учитывать, потому что компании, которые начинают с философии и говорят о желании нести миру свои идеалы, в моменты кризиса или потери важных для компании людей – евангелистов, которые продвигают это направление – чаще всего соответствующее направление закрывают. А вот когда в основе образовательного проекта лежит понятная бизнес-идея, когда совет директоров четко знает, зачем это нужно — тогда направление будет жить долго.
Есть еще один важный эффект. Выше я упомянул, что около 70% набранных из вузов стажеров в течение двух лет по разным причинам уходят из компаний. Сейчас после четырех выпусков в Технопарке у нас остались 83% стажеров. То есть наш подход позволил развернуть этот тренд. Причина в том, что наши сотрудники в роли преподавателей транслируют не только технологии и подходы к разработке, которые мы используем, но еще и культуру, и отношения. Они же явлются наставниками ребят уже в рамках рабочего процесса. И это формирует взаимоотношения совсем другого рода. Не скажу, что родственные, но близкие и доверительные. Поэтому конверсия получается на порядок выше».
Андрей Гущин, Сергей Заварин
Материал подготовлен при поддержке компании Mail.ru Group