Cтудент ФУПМа Сергей Володин в своей колонке продолжает делиться своим опытом учебы на Физтехе и рассказывает о том, как следует планировать свое время и эффективно учиться.
Disclaimer: советы, данные здесь, могут показаться банальными и очевидными. Я не психолог, и я не проводил исследования, работают они или нет у кого-то еще. Тем не менее, они хорошо вписываются в мое видение проблемы и могут быть полезны кому-либо.
Я пишу эту статью по одной причине. По-моему, для хорошей учебы вовсе не обязательны какие-то исключительные способности, не обязательно отказываться от всех остальных возможностей в жизни. Нужно только уметь распределить время. В этом деле у меня есть небольшой опыт, и я считаю, что им стоит поделиться. Сразу скажу, речь пойдет о 1-5 семестрах ФУПМа.
В 1-4 семестрах я использовал некоторую систему, о которой расскажу ниже. В 5-м семестре — нет. Результаты: средний балл за 1-4 семестры — 9,6 из 10, за 5-й — 6,7.
Если посмотреть на ситуацию со стороны, в МФТИ большинство задач довольно алгоритмичны (то есть нужно сходить на лекцию или почитать книжку, понять алгоритм, а потом выполнить его с конкретными входными данными). А если взять все, что нужно сделать и равномерно распределить по дням, получится, что в сутки самостоятельной работы нужно только 3-5 часов (в зависимости от семестра, это реальные данные). То есть, никакой проблемы нет, и у всех всё должно получаться. Почему это не так? На мой взгляд, проблема в некорректном распределении времени.
Важность планирования
В любой деятельности главное — иметь план и четко ему следовать. А также корректировать план, если он не дает нужного результата.
Вспомните, как вы обычно адаптируетесь в новом месте или в новой ситуации. Сначала вы нервничаете, хотите узнать больше, думаете «как поступить лучше». В какую столовую пойти? Можно ли тут забивать на пары? Когда начинать делать задание? На этой стадии вы думаете и принимаете сознательные решения. Что происходит потом? Вы считаете, что все знаете. Как учиться, где есть. В вашем мозгу сформирована некоторая программа действий.
В некоторых случаях это ваш враг. Программа требует корректировки. Например, она неоптимальна. Внешние условия меняются, вы меняетесь. Проблема в том, что не всегда получается отследить момент, когда что-то изменилось. Об этом никто не говорит в открытую. Это просто происходит. Вы продолжаете использовать «старые» методы. Возможно, немного крутите их параметры (количество времени для «бота», например). Но это несильно улучшает ситуацию. В большинстве случаев программа говорит вам об этом. Это выражается ощущением «у меня нет времени». Как только появилось такое ощущение — это значит, что нужно сесть и подумать. Программа не работает. И она кричит вам об этом: «У меня нет времени! Я — плохой алгоритм, я не гожусь. Подумай, как это исправить».
Что обычно делают люди в таких ситуациях? Правильно, продолжают использовкать старую программу, крутя коэффициенты. «хмм, отдохну денек, а потом продолжу». И дальше то же самое. Или того хуже — «АААА буду ботать, пока не сдохну, раз нет времени!»
Если вы чувствуете, что ваши действия не приводят к желаемому результату, что нет времени или что вы ужасно устаете — не стоит расстраиваться или, наоборот, бросаться делать что-либо. Поражение не фатально, тем более, в институте. Стоит отвлечься, а потом составить хороший план, который даст результат.
Как составлять хороший план?
- Стоит опираться на факты:
- Что нужно сделать? Нужно составить и поддерживать полный список заданий. Указать, сколько времени примерно уйдет на выполнение
- Вести журнал, сколько и на что потрачено времени (в минутах). Даст несколько преимуществ. Во-первых, после неудачи можно будет понять, на что тратилось время при работе, вспомнить этот процесс и сделать выводы, что является самым важным шагом в обучении.
Во-вторых, все время будет виден «пройденный» путь, что поднимает настроение :)
На рисунке «лог» самостоятельной работы. Каждое дело — отдельная строка, с указанием предмета, задачи и потраченного времени. Также есть графики, которые позволяют наглядно увидеть, когда работы больше.
- Сколько есть свободного времени (в минутах)? Окна, вечера, выходные.
- Каждую неделю стоит выбирать несколько предметов, которыми займетесь, учитывая сроки сдач.
- Стоит помнить про еженедельные задания: английский, АМВ-ТРЯП, …
Когда факты собраны, остается только расставить предметы по дням.
Как действовать?
- Думать «у меня достаточно времени». Всегда придерживаться плана.
- Не думать о результате. Вы делаете все, что в ваших силах. Тем более, одной из целей обучения в университете является умение решать проблемы. Если что-то не получается — это хорошо. Значит, вы поймете, почему и не допустите такого в дальнейшем
- Не ориентироваться на других. Какая разница, что кто-то уже решил какой-то номер? У вас есть свой план, и вы ему следуете. А в конце получите результат. Иначе может возникнуть совершенно лишняя «гонка», которая только вымотает. Вы учитесь для себя!
- Время от времени (≥ 1 раза в день) вспоминать всю структуру заданий и ваше положение в ней.
- Когда собираетесь немного поучиться, стоит заранее продумать, что хотите сделать. Лучше составить реалистичный план и действительно выполнить его.
- Стоит прерываться каждый час, пойти пройтись по улице и подумать, что делать дальше.
Если что-то получается плохо, стоит ответить на вопрос, почему? Что конкретно непонятно? Возможно, стоит почитать книжку. Сидеть над одним и тем же часами непродуктивно. Возможно, стоит сменить предмет или забить на задачу, которая пока не получается. - Если чувствуете, что больше не можете или что пора спать, идите спать минут через 10, как появится это чувство. Завтра тоже есть день, и время там ничуть не хуже, чем сегодня. Если дедлайн — можно попробовать поспать минут 15, потом продолжить.
Помните: устал и не отдохнул 1 раз ⇒ не можешь придумать план ⇒ работаешь неправильно ⇒ устаешь еще больше
Как оценивать результат?
Если получены результаты, которые вас не устраивают, не стоит реагировать эмоционально, это не даст никакого результата. Стоит разобраться, почему так получилось, какие выводы стоит сделать, и как исправить ситуацию.
- На что тратилось время при подготовке (см. ваш журнал). На что стоило потратить больше времени? Скорректировать план.
- Что было непонятно? Где это можно посмотреть? Добавить в план.
Общие советы
- Лекции и семинары. На них можно задать вопросы. Книге вопрос не задашь. Не бойтесь спрашивать: если вы не поняли что-то, скорее всего, не поняли все.
- Долги. Не стоит работать «назад», занимаясь только старыми заданиями. Это отставание сохранится до конца, и в конце будет плохо. Стоит увеличить эффективность прямо сейчас и заниматься как старыми делами, так и новыми.
- Отдых. Не стоит переживать, если пропустили день или 2. После отдыха скорость заметно увеличится, и (если впереди осталось достаточно времени) легко будет догнать. Не обязательно распределять время для самостоятельной учебы равномерно по дням. Если хочется отдохнуть — иногда стоит отдохнуть.
Статистика
Ниже приведена статистика, сколько времени ушло на самостоятельную работу по разным предметам 1-4 семестров. Подготовка к экзаменам не учтена.
[su_spoiler title=”Показать”]
1-й семестр (данные 2012.10.01-2012.12.23)
Всего: 15 суток работы, по 4.4 часа в день в среднем
2-й семестр (данные 2013.02.06-2013.05.25)
Всего: 16 суток, по 3.7 часа в день в среднем
3-й семестр (данные 2013.09.01-2013.12.25)
Всего: 24 суток, по 5 часов в день в среднем
4-й семестр (данные 2014.02.07-2014.05.28)
Всего: 15 суток, по 3.3 часа в день в среднем
[/su_spoiler]
История: что будет, если отказаться от планирования?
В 5 семестре я перестал вести журнал действий, говоря себе, что «у меня нет на это времени», т.к. к учебе добавилась работа. Я понимал, что, возможно, это только ухудшит ситуацию, но не придал этому значения.
Как результат, очень сильно уставал. В таком состоянии сложно проанализировать, что идет не так, тем более, когда нет фактов — сколько и на что времени потрачено. Соответственно, не получалось составить хороший план, как найти баланс между учебой и работой. Я действовал «на эмоциях». Совмещать не получалось, т.к. после дня учебы, потом дороги и работы до 2-3 ночи там следующий день выпадал.
Поэтому я решил сначала закончить с работой, а потом догнать в учебе. Чтобы действовать побыстрее, я оставался там на ночь по 3-4 дня и использовал Фенотропил. Каждый день казалось, что еще 1-2 суток, и будет готово. Но требования заказчика менялись, и работа затянулась на пару месяцев. Почему я этого не заметил? Во-первых, усталость мешает проанализировать ситуацию и найти из нее выход. Это ловушка: один раз пустив дело на самотек, отказавшись от планирования, вы устаете, и вам будет стоить больших усилий сесть и разобраться. Во-вторых, у меня не было фактов, а именно, журнала потраченного времени. Действуя эмоцинально, я считал, что пока все хорошо, и можно продолжать.
В итоге такой режим привел к некоторым проблемам со здоровьем, о которых можно почитать в первой части.
Сейчас кажется очевидным, что распределив время правильно, можно было бы выполнить дела без плохих последствий и получить лучшие результаты.
Заключение
Вы узнали, как можно эффективно учиться. Для этого стоит
- Составлять план, опираясь на факты;
- Действовать, думая об эффективности и последствиях;
- Оценивать результат, вынося из неудач ценный опыт и корректируя план. Не стоит переживать из-за неудач. Поняв, в чем проблема и исправив ее, вы больше не наступите на те же грабли.
Напомню, в среднем в день получается 3-5 часов самостоятельной работы, но распределение неравномерное. Когда-то стоит отдохнуть, а когда-то — посвятить день учебе.
Спасибо за ценные замечания по статье Славе, Андрею, Юре.
Удачи всем! :-) Совершенствуйтесь и находите для себя что-то новое!