Троицкий вариант-Наука: «Физтех, топ-100 и карго-культ»

Наш портал неоднократно писал о бытовых сложностях и проявлениях неэффективности МФТИ, с которым сталкиваются обычные студенты Физтеха, однако, проблемы рядовых преподавателей, к сожалению, практически не освещались. Мы хотим исправить эту ситуацию и предлагаем вашему вниманию статью д.ф.-м.н. Максима Викторовича Балашова, известного профессора МФТИ, которая была опубликована в № 12 газеты «Троицкий Вариант» от 17 июня 2014 года.

Как показывает следующий текст, проблемы студентов и преподавателей (2 ключевые группы людей в вузе!) во многом похожи, и есть немало точек соприкосновения, где они могли бы объединиться для их решения. Как известно, первым шагом решения проблемы является ее признание, поэтому со своей стороны мы готовы и далее публиковать структурированные мнения от студентов и сотрудников Физтеха на эту тему — присылайте их на адрес редакции miptstream@gmail.com.

Мы публикуем статью М.В.Балашова без купюр, хотя мнение редакции портала отличается по нескольким вопросам. Приглашаем всех участников физтеховского сообщества для ее аргументированного обсуждения.


Физтех уже более года «работает» над попаданием в рейтинг ТОП-100. Я не буду повторять идеи нашего руководства, которые изложены, например, тут. Я предлагаю взгляд на ситуацию «изнутри», т.е. глазами штатного сотрудника кафедры Физтеха.

Максим Викторович Балашов

Максим Викторович Балашов, профессор МФТИ

Административно-хозяйственное бездействие

Эффективность любого западного вуза полностью зависит от эффективной работы его административных и хозяйственных служб. Это необходимо! Если вы были в западном университете, то видели замечательные библиотеки, хорошо оснащенные и отремонтированные аудитории и лаборатории, дружелюбных и услужливых менеджеров, удобные для жизни кампусы, хорошие и дешевые кафе. В общем, идеальная инфраструктура для работы и отдыха.

1. Столовые МФТИ. Средняя цена обеда 150–200 руб. и выше. Является совершенно безобразным местом питания. Несколько лет назад был случай массового отравления, в больницы попало несколько десятков человек. Случай попал в прессу и ТВ. Единичные отравления происходят регулярно. Отмечу, что питание в университете на западе (Италия, Словения) стоит 5-6 евро, но за эти деньги человек получает обед ресторанного (по Российским меркам) качества. Как руководство МФТИ исправляет ситуацию? А никак. Я часто наблюдаю проректоров МФТИ и других руководителей в столовой администрации города Долгопрудный. К сожалению, эта столовая крайне мала и не может обеспечить питанием даже несколько процентов студентов МФТИ. Где ест ректор — не ясно. Неплохо бы возродить практику, что была при прежнем ректоре МФТИ Н.В. Карлове: ректор каждый день ел в буфете Главного корпуса МФТИ. Должен признать, что в вузах России столовой с худшим качеством еды я не видел.

2. Поликлиника МФТИ. Является абсолютно убогой богадельней. Например, я хотел сделать рентгеновский снимок травмированной руки 16 сентября 2013 года. Позвонив в регистратуру, я узнал, что «рентгеновский аппарат у нас есть, а врача нет, и снимок сделать невозможно». В конце января 2014-го я из любопытства поинтересовался, работает ли рентген? Ситуация с сентября 2013 года не изменилась. В поликлинике нет многих врачей, например, лора.

И это в вузе! Где голосовые нагрузки высокие и у многих профессиональные проблемы. Фактически, кроме визита к терапевту и анализа крови из пальца, поликлиника не может предоставить никаких услуг. И если москвичам поликлиника МФТИ не нужна, то для сотрудников, живущих в Долгопрудном, с жутко перегруженной и плохой городской поликлиникой, она просто необходима. Во многих других российских вузах (МГУ, МИФИ) ситуация кардинально лучше.

3. Ремонт в аудиториях, доски, мел. В потоковых аудиториях безобразные доски, мел и ремонт. Например, в большой химической и большой физической аудиториях ремонт делался несколько (по-моему, не менее 3) раз за последние 4-5 лет. Каждый раз проваливалась крыша, во время олимпиады «Физтех-2013» по математике в большой химической аудитории шел дождь. Такого качества ремонта я лично более не видел ни в одном вузе России. В других аудиториях ситуация не лучше, часто бывает очень холодно зимой (239, 202 НК, актовый зал). В актовом зале, правда, поставили нагреватели, но они шумные, лекцию читать очень неудобно. С досками и мелом все просто: они безобразные практически во всех аудиториях. Тут в защиту Физтеха скажу, что в мире существуют доски еще более плохого качества. Например, на мехмате МГУ. Но там это некоторыми считается «фишкой». Может, я отстал от жизни, и такие доски в МФТИ нужны, чтобы не уступить ни в чем МГУ?

Переход ЛК-ГК. Фото М.В.Балашова

Переход ЛК-ГК. Фото М.В.Балашова

4. Документооборот. Не работает. Все бумаги надо носить самому. Отчет за командировку унизителен и всегда является нервотрепкой. Международный отдел абсолютно не работает. Для оформления поездки за границу РФ иногда приходится собирать 5 подписей, а потом еще 3. У разных людей. Естественно, все это приходится делать самому. Получение загранпаспортов, виз, поиск дешевых авиабилетов — это всё не поддерживается службами института. Тут ситуация на Физтехе примерно типична для России. Однако в современных вузах в цивилизованных странах такой документооборот не возможен в принципе.

5. Библиотека. Тут ситуация улучшается, но далека от идеала. Если в провинциальном университете Любляны я мог попросить сотрудника библиотеки найти и сделать ксерокопию практически любой статьи или книги по математике (и это делалось за 5 минут, книгу — на следующий день), то такая возможность в МФТИ просто недоступна. Между тем университет Любляны не входит в топ-100.

6. Жилищный вопрос. В МФТИ работает много талантливых специалистов не из Москвы или Подмосковья. Крайне невнятно и без понятного всем алгоритма решается вопрос с жильем для нуждающихся сотрудников, хотя известно, что некоторые ответственные товарищи получают от института квартиры. В этом вопросе хотелось бы максимальной ясности, причем ясности a priori. Идеально, конечно, получать достойную зарплату и решить квартирный вопрос самому. Но это невозможно при существующих зарплатах в МФТИ (кроме руководства, см. ниже) и ценах на жилье. Отмечу, что зарплаты доцента, а тем более профессора в цивилизованной стране вполне хватает для аренды, а впоследствии и приобретения хорошего жилья. Вообще, не решаемый внятно жилищный вопрос — первый шаг к рабскому труду. Я и мои коллеги довольно часто сталкивались и сталкиваются с ситуацией, когда человек вкалывает за перспективу «получить квартиру» (от организации, по сертификату, по ипотеке и т.п.), отказывая себе во всём. А потом квартиру не получает, или получает и понимает, что эта квартира — полное дерьмо.

7. Иностранные ученые, туалеты, чистая зона. Я не представляю, как можно привезти в МФТИ ученого — гражданина цивилизованной страны, покормить его в столовой МФТИ и сводить в туалет МФТИ. Если руководство Физтеха может это сделать и сохранить нормальные контакты, то воистину его составляют сильные менеджеры. Вот только какой ценой это достигается? Например, над 115 аудиторией КПМ имеется подразделение БиоБизнес-Инкубатор «чистая зона». Вероятно, это место для «цивилизованного» общения. Контраст ремонта Инкубатора с ремонтом остального института поражает. «Плебс», т.е. мы, ППС, вне этого уютного мирка. Сама эта «чистая зона» (с кафетерием, кстати) не предназначена для нас. Попробуйте выпить там кофе — не получится. Такая сегрегация, по-моему, совершенно постыдна.

8.Кадровая политика ректората. Выбор проректоров МФТИ действующим ректором очень странный. Если внимательно прочитать CV проректоров, то их назначение вызывает изумление. Среди них нет крупных ученых. Также ничего не известно об их успехах, как менеджеров, до работы на физтехе. Да и за время работы я и мои коллеги не ощутили положительного выхода от их труда. Они, конечно, что-то делают, но что и зачем — нам не понятно. И уж совсем странные назначения случаются в последнее время, например Григорий Бубнов, директор «Высшей школы системного инжиниринга МФТИ». Солидный человек, доктор экономических наук. Академик РАЕН. А вот диссертация Бубнова Григория Георгиевича. Очень всё системно там синжинирено.

9.Стиль управления. Становится все более авторитарным. Иногда до неприличия. Так, весной 2013 года на конференции трудового коллектива МФТИ (посвященной, кстати, переходу МФТИ в подчинение Московской области) были поставлены непонятные мордовороты, которые не пускали в зал никого, кроме участников конференции (правда, потом одумались и мордоворотов убрали). Такое событие в университете — нонсенс абсолютный! Поведение проректоров тоже часто выходит за рамки приличия. Например.

Неприятные мелочи

10.1. Вахта в МФТИ совершенно бессмысленна. Бабушки-вахтеры треплют нервы студентам и себе, однако всегда без разговоров пропускают непонятных рабочих с мешками инструментов. Уж если делать нормальную охрану, то как в МГУ. Но это вопрос денег, которых жалко. В цивилизованном обществе вход в университет свободен, вахтер все вам покажет и объяснит, проводит если надо. Я не призываю к такому же в наших условиях. Просто эта мелочь показывает огромную дистанцию между нами и нормальным обществом.

10.2. Почему-то все пытаются взять с тебя деньги. Например, в бассейне МФТИ только 2 бесплатных сеанса в неделю для сотрудников, причем в не самое удобное время. Во многих российских вузах каждый день выделяется бесплатное время для занятий спортом сотрудников.

10.3. Английская версия сайта МФТИ не совместима с топ-100. В этом легко убедиться, открыв сайт любого вуза из первой сотни. Русская версия также оставляет желать лучшего.

Финансы

Давайте посмотрим на доходы работников вузов. Будем материалистами и оттолкнемся от финансирования (см. таблицу). Главная роль в составлении таблицы принадлежит профессору Р. Н. Карасеву. Часть данных представлена доцентом И.Ю. Ждановским и мной. Обращаю внимание: эта та официальная информация, которую нам удалось собрать. Все данные собраны в открытых источниках и к каждому числу из таблицы дана ссылка на его (числа) происхождение. В таблице возможны ошибки, правда, скорее всего, мелкие. Так что общий тренд таблица дает довольно точно. Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе (UCLA) выбран нами, поскольку он достаточно близок по количеству ППС к Физтеху.

Как можно прокомментировать эти данные?

  1. Мы видим, что доходы руководителей Российских вузов после вычета налогов больше, чем доходы ректора вуза No 12 из рейтинга TOP- 100 THE. Здесь все даже лучше, чем надо. Интересно отметить, что мы не сумели найти доходы президента РАН.
  2. Средняя зарплата на Физтехе — самая низкая! Она чуть ниже, чем в РАН, примерно в 1,7 раз ниже, чем в МГУ и в 10 раз ниже, чем в UCLA. После этого странно слышать призывы ректората МФТИ «поджаться», т.к. идет строительство, нет денег (на зарплаты ППС) и т.п. На зарплаты себе любимым деньги почему то есть. Вообще, разглагольствования руководства о том, что надо «поджаться» можно терпеть только если эти призывы исходят от людей, разделяющих наши общие проблемы. В данном случае это не так.
  3. Большое число цитирований статей UCLA скорее всего означает, что ученые этого вуза нормально интегрированы в современные условия научного издательского процесса. У нас тут лидер МГУ. Цитируемость статей МФТИ примерно такая же, как РАН.
  4. Обратите внимание: стоимость одной публикации в МФТИ самая низкая. То есть мы наиболее эффективны по этому параметру даже при таком катастрофически низком финансировании! Стоимость статьи ВШЭ неоправданно высокая — следствие финансовой «эффективности» ректора Кузьминова: за каждую статью, индексируемую в WoS, там платят десятки тысяч рублей ежемесячно в течение года.

Какие же выводы следуют из этой таблицы?

  1. На фоне даже российских вузов и организаций необходимо увеличивать среднюю зарплату ППС МФТИ. Ведь попытка вхождения в ТОП—100 предполагает многочисленные изменения в налаженном (до этого) учебном и на- учном процессе. Эти изменения должны быть профинансированы и в дальнейшем финансирование ППС МФТИ не должно существенно отличаться от финансирования ППС в ведущих вузах, которые уже в рейтинге. Иначе учебно-научная деятельность просто превращается в рабский труд. Так, в феврале 2014 фонд оплаты труда кафедры высшей математики составил 3,6 млн руб. с точностью до нескольких рублей. Это на 64 штатных, 40 совместителей (большинство работают по 0,5 ставки) и 7 сотрудников учебно-методической лаборатории. Итого средняя зарплата февраля 2014 есть 3600000/(64+7+0,5*40) = 39 560 рублей (брутто) = 34417 (нетто,—13%).То есть средняя оплата — опять же в соответствии с обещаниями по Московской области. Видимо из этого среднего исходит и руководство МФТИ, формируя фонд оплаты труда.
  2. Отношение зарплаты руководства вуза к средней зарплате ППС вуза в России катастрофически велико. Необходимо добиваться, чтобы оно было не более, чем в развитых странах. Например, в UCLA оно примерно равно 3. Учитывая ментальность России и пиетет перед начальством, думаю, что отношение максимальной зарплаты ректора к средней (или минимальной ППС) должно быть не более 5.
  3. Предвижу контраргумент: зарплата ректора МФТИ меньше. То, что в таблице — это бонусы, дивиденды, игра на бирже, наследство и т.п. Во-первых, этот вопрос легко решить публикацией справки 2-НДФЛ. Пока другой официальной информации нет. Во-вторых, если есть другие доходы, то возникает вопрос: не мешают ли они основной деятельности ректора как ректора. Надо разобраться. Исходя хотя бы из фактов первой части моей статьи, эту деятельность никак нельзя признать блестящей.

Что же нас ждет, каков будет вектор развития? Весьма вероятно, что может быть выбран следующий путь. Опишу его примитивно, одним мазком. Руководство МФТИ переводит деньги (часть госфинансирования, например) в известные лаборатории, которые готовы включать МФТИ как одну из аффилиаций (далеко не все лаборатории на это пойдут, вопрос с аффилиацией тонкий!). Лаборатории работают независимо от МФТИ (а иностранные — и от российского финансирования вообще), статьи с аффилиацией МФТИ появляются, лаборатории получают дополнительные деньги, рейтинг МФТИ растет. Можно и вовсе не платить денег ППС, да тут этот дурацкий учебный процесс. Приходится ППС содержать по минимуму. Ясно, что эта схема — распил в чистом виде. И предмет для серьезного разбирательства руководством Минобрнауки, а то и следственными органами. Необходимо, чтобы глава зарубежной лаборатории с аффилиацией в МФТИ проводил в этом самом МФТИ 4-6 месяцев в году, читал лекции, проводил мастер-классы, организовывал экспериментальную работу и т.п. Сегодня эти люди появляются максимум на день-два в полгода и читают не лекции, а обыкновенный научпоп. Российская же лаборатория с аффилиацией в МФТИ должна содержать достаточно высокий процент штатных сотрудников МФТИ.

Мне могут возразить: с чего это я вообще пишу такую чушь? К сожалению, есть основания для таких умозаключений.

Год назад на трудовой конференции МФТИ было принято решение о переводе МФТИ в областное подчинение. Т.е. мы будем подмосковным вузом. Это означает на сегодня, что средняя зарплата ППС в МФТИ должна быть, как обещал В.В. Путин (поручение председателя правительства РФ No ВП-П8-1018 от 14 февраля 2012 года), средней по региону Московская область, т.е. около 34 тыс. рублей. Средняя зарплата в Москве составляет 54 тыс. рублей. При этом до сих пор по всем документам МФТИ — Московский вуз, участвует в программах Москвы. И только средняя зарплата у нас — подмосковная, хотя, по крайней мере пока, должна быть московская (если слово президента Путина что-то значит).

В этом свете совсем плачевным становится положение учебных кафедр. Научная работа на учебных кафедрах ведется, и у многих сотрудников показатели по международным базам цитирования вполне приличные. Но следует понимать, что достаточно высокая доля труда здесь связана с преподавательской деятельностью. Даже чтение одной лекции в неделю требует — по хорошему — подготовки. Просмотра литературы (которой нет в МФТИ), размышления, как лучше изложить материал. Вот поэтому и ведут в хороших вузах профессора по 1 лекции и семинару в неделю, зато качественно. Замечу, что оплата доцента в европейских вузах за педагогическую работу составляет от нескольких тысяч евро. С учетом того, что в Долгопрудном товары, услуги и недвижимость дороже, чем в подавляющем большинстве городов Европы, указанная сумма представляется разумной и для МФТИ. Меньшая оплата и плохие условия труда автоматически означают отставание от ведущих вузов развитых стран и абсурдность наших претензий на ТОП-100.

Что делать?

Пока я могу сформулировать лишь необходимое условие поддержки движения ТОП-100. Необходимо добиваться, чтобы средняя оплата ППС была, в соответствии с предложением В.В. Путина, доведена до уровня двукратной средней по региону. Имеется в виду оплата за работу в МФТИ, без учета грантов, подработок, надбавок и прочего! В качестве первого шага можно требовать, чтобы средняя зарплата — опять же в соответствии с общениями президента — сравнялась со средней зарплатой по Москве, т.е. 54 тыс. рублей. Ибо юридический адрес МФТИ — Москва.

Какие средства есть, чтобы ППС смог добиться намеченных целей? Максимальная огласка, причем огласка вовне МФТИ. Поскольку на внутренние раздражители наше руководство последнее время вообще не реагирует. Можно потребовать в Министерстве образования разобраться с двойным подчинением МФТИ и Москве, и Московской области. Необходимо говорить о реальной ситуации в МФТИ в научном сообществе (причем не только в российском).

Карго-культ

Меня и многих моих коллег не покидает ощущение какого-то извращенния шиворот-навыворот самой идеи «вхождения в ТОП-100». Ведь не потому вузы из рейтинга ТОП-100 хорошие, что в этот рейтинг входят. Наоборот, входят они в этот рейтинг именно потому, что хорошие. В свете этой простой импликации становится странной сама идея «вхождения в ТОП-100». Всё это напоминает карго-культ папуасов…

Поделиться